Какие статьи нужны в русской Википедии и на портале «Знание»?

Недостатком существующих энциклопедий в сфере гуманитарного знания является то, что они либо отражают субъективные мнения авторских коллективов и редакторов, а не точку зрения науки, либо просто описывают различные мнения, не объясняя, что из них правда. Чтобы устранить этот недостаток, надо разобраться, какие мнения относятся к науке, а какие – нет. Для этого статьи в энциклопедии должны быть написаны с соблюдением ряда правил.

В первую очередь необходимо точно и однозначно определить понятия, что в гуманитарных науках часто не происходит. Это известно: в монографии «Практическая методология», изданной МИФИ в 2001 году, отмечено, что «На деле, в философских работах, даже в энциклопедических изданиях, можно найти сколько угодно определений, которые не работают. Этими определениями читатели совершенно не пользуются, так как доступным для понимания в этом случае является не смысл, а лишь значение терминов. Но как же они при этом понимают определяемые термины? – Да как угодно. Поэтому такие работы не являются научными».

Правило 1: определение по существенному признаку

Необходимо, в частности, использовать определения понятий по существенному признаку, что является обычным делом в естественных науках и обыденной жизни.

Например, в толковом словаре Ожегова автомобиль определен как транспортное средство на колёсном (реже полугусеничном или другом) ходу с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям.

Пример такого определения в гуманитарной сфере рассмотрен в «Статье для русской Википедии и энциклопедии «Знание»: Либерализм». Там описано определение либерализма как системы взглядов, существенным признаком для которой является сформулированное Джоном Локком понимание свободы человека как возможности делать то, что не наносит вреда другим людям, то есть отношение человека к другим людям как к самому себе.

Такое определение либерализма не является общепринятым, и в настоящее время используется множество других. В частности, в словаре Ожегова либерализм определен как

1. Идеологическое и политическое течение, объединяющее сторонников демократических свобод и свободного предпринимательства,

2. Излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство.

Оба определения используются некоторыми людьми, поэтому Ожегов не соврал, есть такие определения. Но они не отражают сущности понятия «либерализм» и не являются научными.

Правило 2: полнота определения

Второе правило определения понятий тоже довольно простое, и о нем писал еще Рене Декарт в книге «Рассуждение о методе». По его мнению, следует «делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».

Дело в том, что кроме существенного признака, явление или предмет характеризуется еще множеством признаков, соответствующих его проявлению в некоторых условиях. Например, в словаре Ожегова, кроме указанного выше определения автомобиля, указаны еще и три конкретных вида автомобилей: грузовой, легковой и гоночный. Могут быть и другие классификации автомобилей.

Что касается либерализма, то указанные в словаре Ожегова демократические свободы и свободное предпринимательство являются принципами либерализма (типа конкретных видов автомобилей), которые следуют из его существенного признака – понимания свободы согласно принципу «не навреди ближнему». То есть, в словаре Ожегова размещено не определение либерализма, а описание способов его проявления в некоторых условиях.

Таким образом, в определении понятия следует указывать его конкретные реализации.

Речь, разумеется, не идет о том, чтобы указать все множество конкретных видов чего-либо, а о том, чтобы дать представление о многообразии проявлений определяемого понятия.

Правило 3: указание связи понятия с научными теориями

Третье правило сложнее двух первых, но не менее важное. Определений даже одного и того же понятия может быть множество, но для того, чтобы это понятие можно было использовать в рассуждениях для описания реальных явлений, оно должно быть определено в рамках некоторых законов природы, касающихся именно этих явлений.

Например, в законе всемирного тяготения используется понятие массы тела, которое существенно отличается от бытового понятия массы. Научное понятие массы было введено Исааком Ньютоном как раз для формулировки данного закона. До этого в античные времена оно использовалось для обозначения куска теста, а затем куска или некоторого количества какого-либо вещества вообще.

В настоящее время понятие массы используется в нескольких значениях, например, в словаре Ожегова их приведено шесть. Научных физических определений только два – тяжелая масса и инертная масса. Они используются в законе всемирного тяготения и законе инерции.

Таким образом, вместе с определением понятия желательно указывать закон природы, в котором оно используется. Или же указывать на то, что это не научное, а обыденное понятие.

Правило 4: научное определение гуманитарных понятий – определение по отношению к системе представлений либерализма

Чтобы понять, как понятие вписывается в систему научного знания, необходимо найти некоторую исходную точку, базовую систему понятий и законов. Выбор очевиден: это либерализм и связанная с ним система экономических, социологических и культурных представлений. Либерализм обычно считают идеологией, но одновременно он является и научной теорией, в соответствие с принципами которой, во многом, организовано современное общество, причем даже во многих странах, которые не принято считать либеральными. Привычные нам правовая система, разделение властей, демократические выборы, свобода прессы, вероисповедания, и т. д. – все это реализация идей либерализма.

Данное правило позволяет отличить научное знание от ненаучного: если какая-либо теория не вписывается в систему представлений либерализма, она либо ошибочна, либо утопична. Этим методом надо пользоваться осторожно, так как осуществление такого сравнения требует знания того, что представляет собой либерализм. Поэтому первая статья, которую я написал в качестве примера, посвящена именно либерализму.

Правило 5: указание связи понятия с реальностью

Самое главное правило может показаться самым простым, хотя на самом деле оно является самым сложным, и многие люди, включая ученых, в настоящее время живут в мире иллюзий. Поэтому надо уметь отличать реальность от возможностей, гипотез, ошибок наблюдения и обмана. Тут простого рецепта нет. По данной проблеме написано множество известных книг, в частности, книга Джона Стюарта Милля «Система логики индуктивной и силлогической», книга Нассима Николаса Талеба «Черный лебедь», а Федор Достоевский, собственно, во всех своих романах пытался понять, что представляет собой реальный человек, не пытаясь нафантазировать какого-либо нового человека, чем занимались многие из его современников.

Некоторые представления, которые содержатся в этих книгах, полезно использовать для того, чтобы отличать реальность от всего остального. В сильно упрощенном виде можно выделить два правила.

Правило 5.1: учет ограниченности наблюдений

Выводы из наблюдений следует формулировать с учетом того, каким образом были проведены наблюдения. Например, вместо утверждения «все лебеди белые», надо использовать «все лебеди на большинстве континентов планеты белые» (черные лебеди существуют в дикой природе, но только в Австралии). То есть следует представлять, что во многих определениях и утверждениях предполагается наличие некоторых обстоятельств, которые не упоминаются, но имеют место.

Данное правило относится к сфере индуктивной логики, и хорошо известно в естественных науках. В частности, именно благодаря ему Альберт Эйнштейн разработал специальную теорию относительности.

Правило 5.2: учет влияния природных качеств людей на их поведение в экономике

Это правило ввиду своей очевидности может показаться странным. Однако на деле многие люди склонны упрощать других людей, судя о них либо по себе, либо исходя из каких-то совершенно фантастических представлений. Добрый человек склонен считать всех прочих добрыми, а вор – ворами, а ученые изобрели множество теоретических конструкций, весьма далеких от реальности, – типа экономического человека, идеального человека, особенного человека, сверхчеловека, советского человека, и пр. 

Поэтому так важен Федор Достоевский, который как раз исследовал природу человека таким, как он есть. В настоящее время в некоторых экономических теориях также пытаются учитывать реальные качества людей, в частности, в рамках институциональной экономической теории и поведенческой экономики.

Коротко правила 5.1 и 5.2, к сожалению, не изложишь, так как они фактически представляют собой определенную картину мира. Я пытался это сделать в статьях на моем сайте, блогах, а также в четырех книгах, описание которых имеется на сайте.

1. Первая книга – «Природа и причины российских кризисов. Белый лебедь: истинная правда в экономической теории» (2016 год). В ней описаны некоторые правила индуктивной логики, которые необходимы для того, чтобы отличить верную экономическую теорию от ошибочных (на базе книг Джона Милля и Нассима Талеба). Это к правилу 5.1.

2. «Воспитание власти (книга для лидеров России)» (2018 год). В ней описана система типов личности, которую можно обнаружить в романах Федора Достоевского. Ее весьма полезно учитывать при оценке теорий в гуманитарной сфере знания, так как она позволяет отличить науку от утопий. Это к правилу 5.2.

3. «Свобода, власть и либерализм» (2020 год). Там рассмотрены либерализм и либеральные правила ограничения свободы человека. Это дает возможность разбираться в различных идеологиях и всевозможных проектах переустройства общества. Это к правилу 4.

4. «Третий путь для России и Беларуси» (2021 год). В ней написано о том, как все рассмотренные ранее правила следует применять в Беларуси и России, чтобы понять, что там происходит.

Владимир Тарасов.

Оставьте комментарий