Какой партии не хватает в Беларуси?

В дополнение к четырем уже существующим в Беларуси политическим партиям, необходимо создать партию, аналогичную «Альтернативе для Германии», так как развитию Беларуси мешают те же проблемы, которые эта партия пытается решить в Германии.

Причины создания партии «Альтернатива для Германии» указана в ее программе. Там написано, что политический класс страны разрушает правовое государство, проводит деятельность вопреки экономической разумности, и навязывает обществу такую стратегию как безальтернативную. Вот партия и предлагает альтернативу: прямая демократия, разделение власти, правовое государство, социально ориентированная рыночная экономика, семья, традиции немецкой культуры, являющихся фундаментом демократии и свободы.

В Беларуси ситуация похожая, только речь идет не возобновлении действия многих из указанных выше принципов, а об их внедрении впервые, в частности, построения социальной рыночной экономики. Но такой партии, как немецкая Альтернатива, в Беларуси нет, хотя зарегистрированы четыре: Либерально-демократическая партия, Коммунистическая партия Беларуси, Белорусская партия «Белая Русь», а также Республиканской партии труда и справедливости.

У всех этих партий есть общая черта – они разделяют взгляды Александра Лукашенко, то есть на деле у них одна программа – поддержка созданной им системы государственного управления. Альтернативы они не предлагают. Что касается оппозиции президенту Беларуси, которая организовала беспорядки в 2020 году, то это тоже не альтернатива, так как они представляют зарубежные организации и правительства, которые в настоящее время отказались от идеалов свободы и демократии и насаждают в западных странах идеологию ультра-либерализма (см. «Фундаментальная ошибка белорусской оппозиции»). Именно против этой идеологии и выступает партия «Альтернатива для Германии».

Что не так с белорусскими айтишниками?

В последнее время в Беларуси предпринимались несколько попыток создания партий или общественных движений, которые внешне выглядят как альтернатива и президенту, и бчб-оппозиции. В частности, в 2021 году – «Демократического союза», одним из организаторов которой выступил директор информационно-аналитического учреждения «Круглый стол демократических сил» Юрий Воскресенский.

В качестве обоснования такого проекта он указал на желание предоставить

политически активным гражданам помещение, организационно-техническую, юридическую помощь, программу и т. п. для того, чтобы они свою бурную энергию направили в конструктивное русло, в легальный политический процесс. А в оргкомитет по учреждению партии вошли активисты штаба Валерия Цепкало.

В то же время, программа союза выглядит довольно странной, она представляет собой набор тезисов, взявшихся неизвестно откуда и по каким соображениям. В принципе, многие положения выглядят привлекательно и совершенно правильны, но в них нет системы, и не сказано, кто, когда и зачем все это написал. Задачи партии определены следующим образом: «Белорусы построили суверенную и независимую государственность. Перед нами новая цель: строительство свободной гражданственности, несущей ответственность перед страной, предками, потомками и нашим общим будущим; Теперь наша задача освободить творческую энергию белорусов, превратить ее в ответственную гражданскую активность и создать условия для ее сохранения, умножения и применения как внутри страны, так и за ее пределами».

Это все красиво звучащие слова ни о чем. И Александр Лукашенко, и бчб-оппозиция могут с полным право подписаться под этими задачами. Проблема – не в декларировании каких-то абстрактных благих целей, а в способах их конкретного воплощения в реальности.

А вот с этим у всех белорусских партий и движений имеются проблемы. И это вряд ли случайно. Мы имеем дело с феноменом, описанным еще испанским философом Ортегой-И-Гассетом в книге «Восстание масс». В главе XII «Варварство «специализма», он описал тип диковинного «нового человека», которого он назвал «сведущим невеждой». Это узкий специалист, «человек науки», который свою порцию мироздания знает назубок, поэтому к любому делу, в котором не смыслит, подходит не как невежда, а с дерзкой самонадеянностью человека, знающего себе цену. Как отметил Ортега-И-Гассет, «В политике, в искусстве, в общественных и других науках он способен выказать первобытное невежество, но выкажет он его веско, самоуверенно и – самое парадоксальное – ни во что не ставя специалистов».

Это же явление описал и русский философ Александр Зиновьев в книге «На пути к сверхобществу»: «Обывательские представления о социальных объектах имеют ничтожно мало общего с их научным пониманием. Тем не менее гигантское число дилетантов высказывается о них, сочиняет бесчисленные книги и статьи. … Чуть ли не каждый мало-мальски образованный человек считает себя специалистом в понимании явлений своего общества только на том основании, что он имеет какой-то опыт жизни в нем и кое-что знает о нем. Такие дилетанты воображают, будто нет ничего проще, чем понимание явлений, которые они видят своими глазами, среди которых они живут, в которых принимают участие и которые сами творят. А те из них, кто занимает высокое положение в обществе, известен и имеет возможность публичных выступлений, считают себя и признаются другими за высших экспертов в сфере социальных явлений. Люди верят президентам, министрам, королям, знаменитым актерам и даже спортсменам больше, чем профессионалам в исследовании социальных явлений, хотя эти высокопоставленные личности и знаменитости обычно несут несусветный вздор, …»

В Беларуси есть очень хороший пример таких сведущих невежд («людей науки»): это наши айтишники. Они добились успеха, зарабатывают хорошие деньги, и это вселило в них уверенность в том, что в политике и в экономике они тоже разбираются. Но это опасное заблуждение. Не хочется обижать айтишников, оргкомитет партии «Демократический союз», и весь штаб Валерия Цепкало, но приведенные выше рассуждения испанского и русского философов о невежестве дилетантов, – это про них. Хотя все они, без сомнения, очень умные, продвинутые, образованные, культурные, успешные и высоконравственные люди.

Тем не менее, сколько бы такие специалисты не изобретали способов реформирования Беларуси, ничего путного из их идей не выйдет: отдельные идеи будут хорошими и правильными, а в целом получится несусветный вздор.

Рецепт преуспевания и счастья уже известен

Правда, надо сказать пару слов и в защиту айтишникам. Современные учебники по экономике и социологии заполнены утопическими и ложными представлениями, а интернет и СМИ просто забиты бесчисленными книгами и статьями, сочиненными дилетантами, ничего не понимающими в том, о чем они пишут (см. «Подготовка первого в мире научного учебника по экономике»). В таких условиях даже у самых продвинутых айтишников, даже вооруженных искусственным интеллектом, нет никаких шансов разобраться в том, что происходит в мире и в отдельной Беларуси.

Но эта проблема не нова, и партией «Альтернатива для Германии» решена. В ее программе сказано, что партией поставлена цель «реформировать Германию и связать ее с принципами и корнями, которые привели в первую очередь к экономическому чуду и затем к длившемуся десятки лет социальному, экономическому и общественному успеху». Там прямо названы эти корни: «мы выступаем за регулирование этики в сфере экономики бизнесa, основанной на социальной рыночной экономике, которая была разработана Вальтером Ойкеном, Альфредом Мюллер-Армаком и Вильгельмом Репке и осуществлена Людвигом Эрхардом».

Это правильный выбор: представления о социальной рыночной экономике являются вполне научной теорией, а Вальтер Ойкен, Альфред Мюллер-Армак, Вильгельм Репке и другие представители ордолиберализма являются учеными, а не пропагандистами. Но и тут следует сделать оговорку, так как вовсе не все представления указанных ученых являются научными. Да и далеко не все, что годится для Германии, подходит Беларуси.

Тем не менее, нам не надо напрягаться и придумывать новый рецепт преуспевания и счастья, он уже придуман и называется социальная рыночная экономика, общество равных возможностей и всеобщего благосостояния. Именно такая альтернатива должна быть предложена в Беларуси. Требуется программа типа той, которая предложена немецкой партией. Она соответствует построению в стране социальной рыночной экономики (а не социальной экономики под личным управлением одного человека, как предлагает Александр Лукашенко, и не ультра-либеральной экономики под управлением иностранных инвесторов, как предлагает бчб-оппозиция). Это и есть альтернатива, которой так не хватает Беларуси.

Разумеется, речь не идет о буквальном переносе немецкой программы в Беларусь. Но принципы ордолиберализма во многом пригодны для нашей страны, так как они основаны на универсальных законах экономики, действующих во всех странах. Подобные теории существуют и в других странах, в частности, это социальный либерализм в Великобритании, прогрессивный капитализм в США, и даже теория китайского «социализма». 

Что касается политически активных граждан в Беларуси, то, разумеется их надо привлекать и давать им возможность реализовать свои идеи и активность, но в рамках уже существующих научных представлений об экономике и обществе. То есть думать им надо не об изобретении новых рецептов решения проблем белорусского общества, а о том, как реализовать готовые рецепты создания социальной рыночной экономики в конкретных белорусских условиях.

А с иллюзиями насчет того, что, допустим, штаб Валерия Цепкало, оргкомитет Демократического союза, Всебелорусское народное собрание или еще кто-то супер-пупер гениальный изобретут правильный рецепт особого счастья для Беларуси, надо расстаться. Нужный рецепт давно изобретен и хорошо известен. Проблема в том, что ни Александра Лукашенко ни бчб-оппозицию он не устраивает, так как его реализация означает ограничение их власти. Вот это проблема, которую необходимо решить. И партия «Альтернатива для Беларуси» может помочь это сделать.

Владимир Тарасов.

Оставьте комментарий