Книга об управлении властью

Воспитание власти

(книга для лидеров России)

Аннотация

Чего только не предлагается сделать для того, чтобы возродить Россию: провести структурные реформы, восстановить традиции, внедрить высокие технологии. Но все это толком не заработает, так как российские чиновники и законодатели завалят любой проект. Президент России Владимир Путин для решения этой проблемы создает систему социальных лифтов и организовал конкурс «Лидеры России». Победители этого конкурса получают деньги на обучение. Но это не выход – лидеры ведь не растут на просторах страны, как грибы в лесу, то есть учить надо не только победителей конкурса, но и всех его участников.

Поэтому России требуется система воспитания, благодаря которой человек, претендующий на власть, будет приобретать нужные для управления качества, причем как профессиональные, так и другие, в частности, нравственные.

В Западной Европе подобные системы были сформированы в годы Реформации (протестантская этика) и Просвещения (воспитание джентльменов). Но в России подобные системы не прижились, так как обладают рядом недостатков, за что их критиковал еще Федор Достоевский, пытавшийся найти особый путь для страны.

В этой книге, используя исследования Достоевского, мы опишем, как должна выглядеть система воспитания элиты, которая подходит для России и устраняет те проблемы, которые не смогли решить европейские протестантизм и Просвещение.  Мы опишем, какие человеческие качества должны иметь люди, обладающие властью, чтобы соответствовать своей должности, принести пользу стране и добиться личного успеха. В том числе, и в конкурсе «Лидеры России».

Это система воспитания власти, без которой у России нет будущего, и внедрение которой приведет к новой русской культурной реформации.

Оглавление

Введение.

Принципы Разумихина и исследования Достоевского

Подход Достоевского

Ответы на вопросы Германа Грефа о понимании России

Глава 1. Как понять Россию?

1.1  Природа человека по Достоевскому

Типы личности по отношению к приобретению богатства

Типы личности по отношению к социальной адекватности

Типы личности по отношению к власти

Классификация социально-психологических типов личности

1.2 Экономические институты как механизмы формирования власти

Противоречие цивилизации

Эволюция экономических институтов

Противоречие механизмов формирования власти

Понимание России по Достоевскому

1.3 Без Достоевского в истории России не разобраться

Александр Солженицын пытался найти, но не нашел глубокие причины Февральской революции

Просвещение Украине не поможет

1.4 Чего не хватает в России?

Герман Греф: «у нас ничего не работает, и мы не понимаем почему!»

Идеология в СССР: противоречива, как душа Раскольникова

Перестройка не изменила человеческой сути чиновников

Дефицит идеологии

Гражданское общество тоже подвержено деградации

Ошибки и достижения русской литературы

1.5 Суть культурной реформации

Управление по Веллеру

Думать как Достоевский

Локк и Достоевский

Самбо и культурная реформация

Значение культурной реформации

Глава 2. Фактор личности в истории и экономике

2.1 Экономические реформы и кадровая политика Владимира Путина

В России востребованы Левши

Владимир Путин решил создать социальный лифт в российскую элиту

В Беларуси востребованы Разумихины

Утопия неконкурентоспособна

Мифы о белорусах или ошибки социологии

2.2 Подход Достоевского и поведенческая экономика

Капитализм предполагает буржуазную этику

Достоевский нашел систему в миллионах вариантов

Утопия может стать реальностью, но ненадолго

2.3 Нуриэль Рубини – человек типа Раскольникова, а Джозеф Стиглиц – Порфирия Петровича

Рубини выступает за право на безнравственность

Стиглиц – за гражданское общество

2.4 Пак Чон Хи: Корейский путь развития

Этика как основа экономики

Государственное управление: опора на людей типа Разумихина и Столыпина

Корпоративное управление: ориентация на людей типа Лужина

Рецепт успеха один для всех

2.5 Образцы рыцарства и здравомыслия в России

Петр Столыпин хотел сделать крестьян богатыми и не жалел на это земли

Александр Чичкин искал таланты и не жалел для них денег

Почему практика управления Столыпина и Чичкина лучшая?

Главная структурная реформа

Глава 3. Эволюция личности и эволюция власти в России

3.1 Может ли эволюция заменить революцию?

Как граф Яков Ростовцев стал реформатором

Владимир Путин способен менять свои убеждения

3. 2 «Преступление и наказание» в правительстве России

Опыт Достоевского плюс советы Чичкина

Первый вопрос министру: о планах

Второй вопрос: об этике

Третий вопрос: об управлении

Цель: обоснованное сомнение

Глава 4. Экономические институты – механизмы формирования власти с точки зрения подхода Достоевского

4.1 Ошибки и достижения Богданова, Солженицына и Толстого

Хотя Александр Богданов и предвидел Перестройку, помешать ей он бы не сумел

Рабочий столь же сложен, как и партийный функционер

О причинах Февральской революции, которые не назвал Солженицын

Лев Толстой обнаружил типы личности, описанные Достоевским, в русском крестьянстве

Деградация общественного самоуправления

4.2 Настоящее средство от революций

Курс лекций по истории подхода Достоевского к пониманию России

Значение культурной реформации

3аключение

Введение.

Мнение о какой-то особенной загадочности России настолько широко распространено, что данная черта считается чуть ли не национальной особенностью страны и является предметом гордости части ее жителей. Однако в истории России было множество попыток понять ее, и некоторые люди довольно далеко продвинулись в этом направлении.

Принципы Разумихина и исследования Достоевского

В частности, это пытался сделать Федор Михайлович Достоевский. В книге «Преступление и наказание» он написал, почему в исторических событиях некоторым людям видятся одни глупости и безобразия. По мнению писателя, изложить которое он в романе доверил студенту Разумихину, это происходит от того, что не учитывается природа (натура) человека и исторический путь развития общества.

Из этого следует, что для понимания России необходимо следовать следующим принципам:

а) учитывать природу человека,

б) рассматривать естественный исторический путь развития общества.

Именно этим Федор Михайлович и занимался в романе. Там он получил очень важные результаты:

в) описал несколько личности, которые по-разному ведут себя в обществе (Раскольников, Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Порфирий Петрович, и т. д.),

г) исследовал процесс эволюции личности, в частности, на примере Раскольникова, под влиянием других людей и экономических институтов, в частности, общественного мнения, полиции и религии.

Подход Достоевского

В последние годы о Достоевском все чаще вспоминают при попытках объяснить происходящие события, особенно в связи с Украиной. И это не случайно, ведь сейчас в России и Украине протекают именно те процессы, которые исследовал Федор Михайлович. Однако такие упоминания обычно ограничиваются цитированием рассуждений писателя.

В этой книге мы постараемся пойти дальше и попробуем думать как Достоевский, то есть применим его подход к описанию некоторых событий из истории России и современности, которые кажутся загадочными.

В первую очередь речь идет о событиях, связанных с управлением страной, с которыми связаны многие беды и загадки России. Как-то так получается, что во главе России время от времени оказываются люди, которые не умеют управлять, и ставят ее на грань уничтожения. Царь Николай II сам признался, что он ничего не понимает в управлении. А знаменитые слова Федора Ивановича Тютчева о том, что умом России не понять, отражают, скорее всего, его впечатления от действий членов царского правительства, которые он не мог понять (об этом будет написано ниже).

В первой главе книги будет показано, что именно обнаружил Достоевский в своих исследованиях, какие именно свойства человека он описал. Достоевский, по сути, сделал то же, что в свое время сделал Гиппократ, который обнаружил существование разных типов темперамента, но только не в психофизиологической сфере, как Гиппократ, а в сфере социальной психологии.

Если психофизиологические качества человека можно охарактеризовать с помощью четырех типов темперамента (сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики), то социально-психологические качества по отношению к богатству можно описать с помощью четырех типов личности, представленных в романе «Преступление и наказание» Раскольниковым, Разумихиным, Лужиным и Свидригайловым. Точно так же типы темперамента были воплощены Александром Дюма в романе «Три мушкетера». Атос – меланхолик, Портос – флегматик, Арамис – сангвиник, и д’Артанъян – холерик.

Пока не нашлось Гиппократа, который придумал бы научные названия для типов людей, обнаруженных Достоевским, поэтому для их обозначения придется пользоваться не научными терминами, а именами литературных героев.

К указанным выше четырем типам личности (по отношению к богатству) мы добавим еще восемь (в двух других отношениях – к власти и здравомыслию), и составим систему из 12-ти типов личности человека, во многом определяющих его поведение в обществе.

Это ключевой момент. Людей можно разделить по типы по самым разным качествам, но именно система социально-психологических типов, обнаруженная Достоевским, позволяет понять, что определяет поведение человека и что происходит с Россией. Ее можно сравнить с системой понятий, которые необходимо использовать для того, чтобы объяснить движение планет в солнечной системе. Это сила, масса, притяжение, орбита, радиус и т. п. Движение планет можно описывать с помощью других понятий, например, скорости их движения по небу, месту восхода планет на горизонте, расположению планет на звездном небе и т. п., но они не годятся для объяснения законов функционирования Солнечной системы.

Определив систему социально-психологических качеств человека, мы представим историю развития общества в виде эволюции, приводящей к возникновению экономических институтов, таких как традиции, культура, государство, конституция, мораль, религия, церковь, демократия и т. д., направленных на корректировку указанных качеств.

В результате будет сформулирован подход Достоевского в формальном виде, чего сам писатель не сделал. Благодаря этому, каждый человек сможет, говоря образно, увидеть мир глазами Достоевского.

Во второй главе мы попробуем применить указанный подход к отдельным событиям в истории России и ее современности. Мы осуществим то, что до сих не удавалось сделать несчетному числу государственных деятелей, мыслителей и поэтов – умом поймем Россию.

И не только Россию. Подход Достоевского, по сути, представляет собой теорию в рамках поведенческой экономики, с использованием представлений институционально-социологического направления экономической теории. Поведенческая экономика сейчас стремительно развивается (за исследования в этой области профессору Чикагского университета Ричарду Талеру присуждена нобелевская премия за 2017 год). В основе классической экономической теории лежит постулат: человек стремится к получению максимальной прибыли, действуя рационально и правильно оценивая все риски. Но этот постулат действительности часто не соответствует. В рамках поведенческой экономики исследуется влияние психологических и некоторых других качеств человека на его действия в экономике. Именно этим занимался и Достоевский, который фактически предложил свою модель человека, выделив некоторые социально-психологические качества, которые определяют стремление людей к прибыли и их способность правильно оценивать риски. Мне кажется, что он опередил в некоторых отношениях современных исследователей, и вполне заслуживает Нобелевскую премию.

В третьей главе будут обсуждаться возможность эволюции человека – изменения типа его личности или поведения. Происходящие в настоящее время события в России будут представлены в духе романа «Преступление и наказание»: мы обнаружим в руководстве России тех же героев, что и в романе. Это позволит понять, чего от них можно ждать, а также можно ли рассчитывать на эволюцию их представлений, то есть на эволюционное изменение экономической политики в стране.

А в четвертой главе мы рассмотрим отдельные экономические институты как механизмы формирования власти и попытки философа Александра Богданова и писателя Александра Солженицына понять, что же с этой самой властью в России не так. Они не использовали подход Достоевского, поэтому не смогли это сделать, но их ошибки довольно поучительны, так как множество людей в наши дни повторяет их снова и снова.

Ответы на вопросы Германа Грефа о понимании России

Все это позволит понять, почему существующая сейчас в России система государственного управления неэффективна, и как исправить ситуацию.

Об ее недостатках в настоящее время много говорят, но без видимого результата. Например, в начале встречи главы Сбербанка Германа Грефа с чиновниками, экспертами и бизнесменами, которая состоялась 2 июня 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме, он сказал примечательную фразу: «у нас ничего не работает, и мы не понимаем почему»! И не мудрено. Точно так же, не имея представлений о темпераменте, нельзя понять, например, почему один человек, столкнувшись с неприятностями, начинает суетиться (холерик), другой впадает в печаль (меланхолик), а третий продолжает жить, как ни в чем не бывало (флегматик).

Люди, собравшиеся в гостях у Грефа 2 июня, наверное, все читали роман «Преступление и наказание», но никто не понял, что беседовали они именно о той проблеме, которую пытался решить в этом романе Достоевский. Они не поняли, что рассуждения Разумихина по поводу глупостей, природе человека и истории имеют самое непосредственно отношение к их встрече, и как раз и объясняют, почему Герман Греф не понимает, почему у нас ничего не работает!

Поэтому распространение в российском обществе подхода Достоевского является жизненно необходимым для страны. Ситуации, когда на разных уровнях ничего не работает, и никто не может понять, почему, повторяются снова и снова. И встреч, каких как 2 июня, в стране происходит великое множество. Поэтому необходимо сделать так, чтобы в подобных ситуациях, возникающих вновь и вновь, люди знали, что надо использовать представления Достоевского о природе человека, исторический подход, и еще кое-что, о чем будет подробно написано в этой книге.

То есть, чтобы Россия из загадочной страны, где по непонятным причинам ничего не работает, и никто ничего не понимает, превратилась в понятное и успешное государство, надо сделать так, чтобы использование принципов Разумихина и представлений Достоевского стало привычкой для жителей страны. В этом и состоит культурная реформация.

По своему значению для страны привычка думать, как Достоевский, может оказаться сравнимой с появлением в свое время протестантизма для Европы, и системы воспитания слоя управляющих – джентльменов для Великобритании. Соблюдение протестантами определенных религиозных принципов и представлений, корректирующих, в том числе, их социально-психологические качества, обусловило их личный успех, а также прогресс протестантских стран в целом. Соблюдение джентльменами определенных светских правил поведения, также направленных на корректировку их социально-психологических качеств, обеспечивало джентльменам успех в обществе и приносило пользу стране. Точно так же использование представлений Достоевского о социально-психологических типах личности и возможности их эволюции способно изменить жителей России в лучшую сторону, что обеспечит процветание стране и личный успех ее гражданам.

Причиной того, что в России, как выразился Герман Греф, ничего не работает, является отсутствие экономических институтов, подобных протестантизму и системе образования джентльменов, и недостаточно хорошая ориентация имеющихся институтов на корректировку социально-психологических качеств людей, обладающих властью.

А причиной того, что никто не может понять, почему это происходит, является отсутствие знаний о социально-психологических качествах личности, определяющих поведение человека в обществе, которые были описаны Достоевским.

….

Купить книгу можно в магазине ЛитРес: https://www.litres.ru/vladimir-fedorovich-tarasov/vospitanie-vlasti-kniga-dlya-liderov-rossii/chitat-onlayn/#__utmzi__1__=1

Покупая книгу, Вы поддерживаете данный проект.