Фундаментальная ошибка президента Беларуси

Хотя в Беларуси принято множество мер, направленных на предотвращение событий типа тех, которые произошли в ходе президентских выборов 2020 года, фундаментальные причины того кризиса не устранены, и в стране незаметно формируются условия для нового конфликта между властью и обществом.

После развала СССР перед Беларусью открылись новые возможности для развития. Сначала страна, как казалось, выбрала в качестве цели социальную рыночную экономику, похожую на ту, которая существовала в 80-90-е годы прошлого века в скандинавских странах. Но в итоге построено было совсем другое общество.

Кое в чем Карл Маркс был прав

Президент Беларуси Александр Лукашенко стремится внедрить в государстве принципы родоплеменного строя, основанные на представлениях о «батьке» и «толоке» (см. «Почему в Беларуси нет государственной идеологии?»). А функции институтов современного цивилизованного общества – Национального собрания, профсоюзов, партий и т. д. он стремится ограничить передачей своей точки зрения широким массам населения.

В частности, Александр Лукашенко 10 ноября 2023 года, обращаясь к руководству белорусских партий сказал, что их задача «… стать помощником власти в разъяснении принимаемых решений». Нечто подобное он в разное время говорил и депутатам Всебелорусского народного собрания, и депутатам Национального собрания РБ, и представителям профсоюзов.

А в экономике Лукашенко ведет себя не как президент, а как собственник государственного имущества, регулируя напрямую деятельность различных предприятий. Такие действия, выходящие за рамки его президентских полномочий, он часто оправдывает фразой «именем революции». Например, на совещании по вопросам развития Белорусской национальной биотехнологической корпорации и проведения мелиорации 24 декабря 2023 года он заявил, что «Мною именем революции принято решение по финансированию этих работ». А 3 августа 2023 года Александр Лукашенко во время посещения сельхозпредприятия «Олекшицы» в Гродненской области заявил, что надо «именем революции» забирать телят у тех, кто не может их держать, и отдать тем, кто может.

Таким образом, в настоящее время в Беларуси сформировалось довольно оригинальное общественно-экономическое устройство. По форме – это как будто демократическое, капиталистическое общество с элементами социализма. А по сути –  вариант родоплеменного устройства, в котором вся власть принадлежит главе рода (батьке), управляющем собственностью рода по своему личному разумению (именем революции). Государственные институты при этом служат больше для реализации решений президента, а не для выполнения тех обязанностей, которые возложены на них в современных государствах.

Если воспользоваться для описания происходящих в Беларуси событий марксистскими представлениями, то можно сказать, что базис (производительные силы) в Беларуси находится на уровне поздней стадии капиталистического способа производства, однако надстройка – производственные отношения – не являются ни капиталистическими, ни социалистическими, а соответствуют родоплеменному обществу.

Стремление к подобной организации управления государством проявляется также в политических установках Александра Лукашенко. В Послании белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 года он сказал: «Для тех, кто забыл, с какой программой я шел на первые выборы Президента, напомню: «Ни с левыми, ни с правыми, ни с партией, а со своим народом!» Моя позиция не изменилась». Такая организация власти типична для родоплеменного общества, в котором есть единый народ, и еще не сформировались классы, возникающие в более развитых обществах – рабовладельческом, феодальном и капиталистическом.

Такой общественный строй исчерпал свои возможности несколько тысяч лет назад, и сохранился в наши дни в чистом виде только в некоторых племенах Африки и Южной Америки. В частности, у бушменов.

Согласно законам развития общества, которые описал несколько подзабытый Карл Маркс, каждому уровню развития производительных сил соответствует общество с определенным уровнем производственных отношений, в котором интересы классов согласовывают множество государственных и общественных институтов в виде парламентов, судов, партий, профсоюзов, СМИ и т. д. Это закон, которому подчиняется и Беларусь, в которой сформировались производственные силы, соответствующие позднему капиталистическому обществу с несколькими классами. Но Александр Лукашенко не учитывает этот закон и пытается управлять страной, как будто в ней существует бесклассовое общество – одна большая семья во главе с батькой. Все институты, возникшие в стране в процессе развития цивилизации ему не нужны, поэтому он и отказался от партий, а все прочие институты ограничивает в полномочиях, поручая им только трансляцию своего мнения в общество.

Такая система государственного устройства в Беларуси не соответствует уровню производительных сил, не позволяет людям реализовать свой потенциал, гасит их инициативу, делает пассивными, из-за чего экономика и общество не развиваются так как могли бы.

Сам Александр Лукашенко постоянно говорит о пассивности своих подчиненных. Вот одно из его высказываний на совещании с правительством (6 октября 2022 года): «И что, это не видят Министерство сельского хозяйства, вице-премьер и торговля? Вы что, этого не видите, пока вас люди не ткнут вашим лычем в эту проблему? Вы что, хотите надо мной поиздеваться? Вы из меня идиота хотите сделать, что я с поля должен ехать просить газ-нефть и прочие кредиты, а потом бежать в магазин и цены контролировать? Так на хрена вы мне нужны тогда?» Такие рассуждения очень похожи на то, как строгий папаша отчитывает проштрафившихся детишек, которые не могут навести порядок в своей комнате.

Президент не понимает, что такими чиновников сделал он сам, позиционируя себя в качестве «батьки». Ведь чтобы самостоятельно решать проблемы, люди должны быть взрослыми, а батьке нужны дети, а не другие батьки. Например, два бывших премьер-министра РБ Сергей Сидорский и Сергей Румас, которые сами видели и могли решать проблемы, не спрашивая президента, уехали из Беларуси.

Александр Лукашенко стремится ограничить самостоятельность и активность жителей Беларуси, и часто повторяет, что каждому на своем месте надо заниматься своим делом, и ничего больше не надо. В июне 2022 года в ходе рабочей поездки в Бобруйск он сказал, что «Надо выстоять. Каждый должен заниматься своим делом». В октябре того же года на совещании по вопросам безопасности, он сказал, что «Еще раз повторяю: каждому на своем месте заниматься своим делом». В апреле 2023 года в ходе посещения на Пасху Спасо-Преображенского храма в Шклове он немного изменил формулировку: «Если мы будем заниматься своим делом, каждый своим делом, мы сохраним [мир], сделаем невероятное». В Послании белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 года: «Если мы хотим быть суверенными и независимыми, еще раз повторю: не надо витать в облаках, не надо думать о внеземных цивилизациях. Надо каждому заниматься своим делом».

Даже какое дело является своим, устанавливает президент. Это проявилось в организации партийной системы в Беларуси. На совещании с руководителями 4-х белорусских партий 10 ноября 2023 года Александр Лукашенко заявил, что «Предназначение партий – не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив». Получается, что партиям, которые не борются с государством, но хотят конкурировать на уровне законодательных инициатив не между собой, а с президентом, в Беларуси существовать нельзя. Не их это дело.

Почему цивилизация в Беларуси дала сбой?

Александр Лукашенко и его сторонники не понимают, что именно подобные ограничения являются причиной недовольства многих жителей страны. Так, в программе «Скажи не молчи» на телеканале Беларусь-1 8 декабря 2022 года Валерий Радуцкий, радио- и телеведущий, директор международного радио «Беларусь» Белтелерадиокомпании, на вопрос одной из ведущих о том, почему несмотря на критику идей оппозиции, многие люди их все же разделяют, ответил, что это нечто вроде помутнения сознания типа того, как мошенники обманывают пенсионеров по телефонам. Но на самом деле имеется объективная причина для недовольства – ограниченные возможности для самореализации людей, возникшие из-за несоответствия государственного строя в Беларуси уровню развития производительных сил в стране. И реализовать это недовольство иначе как поддерживая оппозицию, в Беларуси невозможно.

Тут возникает закономерный вопрос, как отсталой (доклассовой!) белорусской модели государства удается существовать так долго? Можно назвать три основные причины. Первая – это субсидирование белорусской экономики Россией, в основном, за счет поставок энергоносителей – газа и нефти по ценам ниже мировых. Существуют разные оценки, и, по-видимому, за последние 30 лет такие субсидии составили порядка 100 млрд. долларов. За счет такого финансирования в Беларуси поддерживается вполне приемлемый уровень жизни.

Вторая причина – это возможность уехать в другие страны, которой воспользовались потенциальные конкуренты Лукашенко, да и многие люди, которые на неходят себе места в стране. Характерно поведение премьер-министров РБ, которые пользовались авторитетом и работали весьма успешно, но уехали. Это, например, Сергей Сидорский и Сергей Румас. Они вполне могли бы стать президентами, причем оба не являются сторонниками организации государственного управления по образцу родоплеменного строя, и на роль собственника белорусского имущества не претендовали.

Есть и третья причина – деградация цивилизации в соседних странах. В России сформировался дикий олигархический капитализм, который до сих пор в значительной степени таким и остается, несмотря на усилия Владимира Путина и части его команды навести порядок. В западных странах победила идеология ультра-либерализма, и созданная там в 70-80 годы прошлого века социальная рыночная экономика медленно, но верно разрушается. В Украине вообще началось возрождение нацизма. На таком фоне и порядки племени бушменов покажутся вполне приемлемыми: люди не грызутся между собой, а мирно работают на своих местах, получая плюшки (должности, награды, льготы, стипендии …) и подзатыльники (отставки, публичные выволочки, тюремные сроки, …) от главы рода. Этакая патриархальная семейная идиллия.

Однако указанные три фактора способствуют только сохранению в Беларуси статус-кво, но не устраняют противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Это мина замедленного действия, которая мешает развитию страны, и рано или поздно рванет. А сейчас она приводит к отъезду специалистов из страны и пассивности чиновников и руководителей предприятий, многие из которых проявляют инициативу только при организации коррупционных схем.

В таких условиях, может быть, Александру Лукашенко и удастся сохранить контроль над страной в годы своего правления, но, когда он покинет пост президента, возникнут серьезные проблемы. Созданные Александром Лукашенко государственные институты, включая поддерживающие его партии и ВНС, лишенные управления в ручном режиме, потеряют ориентиры, и начнется борьба за власть среди различных групп населения. Классы в Беларуси существуют, и классовую борьбу никто отменить не в состоянии.

Александр Лукашенко и его сторонники и этого не понимают. Обозреватель ОНТ Андрей Тур в передаче «Пропаганда» за 17 июля 2023 года сказал, что Александр Лукашенко считает, что власть не должна испортить человека, и таких людей он хотел бы видеть вокруг себя, и на них рассчитывал все 29 лет, что находится президентом, и надеется на них тогда, когда Беларусь пойдет без него. Похоже, что президент так и думает, судя по его действиям. И это их фундаментальная ошибка – и Тура и Лукашенко.

Если бы все было так просто – и глава государства мог собрать дружную команду людей, которые продолжали бы его дело! Но проблема в том, что люди меняются, и особенно сильно почему-то меняются подчиненные после смены руководителя. Допустим, Лукашенко действительно отберет людей, которых, как он считает, власть не портит, но ведь нет никаких гарантий, что они останутся такими после того, как Лукашенко уйдет с поста президента. Хороший пример – Павел Латушко и Валерий Цепкало, которые занимали высокие посты в иерархии белорусских чиновников до 2020 года, но начали бороться за власть, причем еще до того, как Лукашенко ушел.

Причина этого – природа людей и особенности власти в Беларуси, в которой Александра Лукашенко стремится управлять всей экономикой именем революции как своей собственностью – как будто только у него имеется на это право. Сейчас это худо-бедно работает, но когда он отойдет от власти, вопрос о праве распоряжения собственностью Беларуси повиснет в воздухе. Передать свое право он не сможет, так как законодательно право действовать вне правового поля не определено.

Поэтому чиновники и руководители предприятий зададут сами себе вопрос «тварь я дрожащая или право имею?». И как они на него ответят, неизвестно, так как четкого ответа в рамках идеологии и права в Беларуси нет. Формально законодательство и некоторые идеологические установки, конечно, имеются, но в Беларуси они не работают, так как по факту заменены волей президента. Никто не знает, когда и кому можно будет действовать «именем революции», не обращая внимания на законы. Поэтому, когда факт воли Александра Лукашенко исчезнет, все станут меряться своими правами поступать «именем революции». И начнется смута.

Это будет кризис нового типа, не похожий на события 2020 года, так как выяснять отношения будут не сторонники Лукашенко с его противниками, а все со всеми, пытаясь определить пределы своих личных прав на власть и собственность, и руководствуясь своими классовыми интересами, которые благополучно существуют, хотя их в Беларуси стараются не замечать. Начнет формироваться классовое общество. И есть риск, что опять в стране возникнет дикий капитализм.

Конечно, ситуация не безнадежная, и, если принять правильные меры, смуты можно избежать. Нужно сделать так, чтобы все институты, которые в процессе цивилизации возникли в целях согласования противоречивых интересов классов (парламенты, партии, и т. д.) начали выполнять эти функции, не ограничиваясь транслированием мнения и решений главы государства. Об этом в следующих статьях.

Владимир Тарасов.

Статья подготовлена в рамках проекта «Подготовка первого в мире научного учебника по экономике».

Оставьте комментарий