В Беларуси вводится конституционная монархия?

Согласно предложенному народу проекту Конституции РБ, Всебелорусское народное собрание может приобрести какие-то просто монаршеские полномочия: его решения являются обязательными для всех, оно может давать поручения госорганам, смещать президентов, а бывшие президенты назначаются в ВНС пожизненно. Если это не конституционная монархия, то что?

Проект Конституции был опубликован 27 декабря. Его главное новшество – это целая глава, посвященная Всебелорусскому народному собранию.

Что предлагается

Полномочия этого собрания выглядят впечатляющими. Оно сможет принимать решения, обязательные для всех, а также получит право отменять правовые акты и иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

И это не все: ВНС также получит право давать обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам, получать информацию от государственных органов и должностных лиц, осуществлять иные установленные Конституцией и законами полномочия, необходимые для реализации возложенных на него конституционных функций.

ВНС будет утверждать основные направления внутренней и внешней политики страны, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития РБ. ВНС также будет избирать и освобождать от должности Председателя и судей Конституционного Суда, а также Председателя и судей Верховного Суда, как и Председателя и членов Центральной избирательной комиссии. ВНС может сместить с должности и президента.

Точный перечень полномочий пока неизвестен, так как компетенция, порядок формирования и деятельности Всебелорусского народного собрания будет определяться законом, который еще предстоит разработать.

Власть в самом ВНС будет принадлежать президиуму, деятельность которого будет определяться тоже пока еще не существующим законом, в котором будет написано неизвестно что.

Также неизвестно, кто и как будет отбирать и выбирать делегатов ВНС. Установлено только, что его членами будут действующий и все прошлые президенты, неизвестно кем и как выбранные представители законодательной, исполнительной и судебной власти, а также какие-то представители местных Советов депутатов и представители гражданского общества.

Таким образом, вся полнота власти в Беларуси фактически перейдет к ВНС, хотя пока с этим ясности нет, так как все зависит от законов, которыми будет установлены его права, финансирование, а также способ отбора делегатов. Ничто не препятствует принять такие законодательные нормы, согласно которым председатель президиума ВНС получит рычаги по назначению в качестве делегатов ВНС своих людей, то есть сам будет выбирать людей, которые будут выбирать его, и приобретет неограниченные полномочия в стране.

Вполне может быть создано нечто вроде Администрации президиума ВНС, к которому перейдут полномочия нынешней Администрации президента. То есть, система управления государством в Беларуси, скорее всего, не изменится, страной по-прежнему будет управлять один человек, только не на посту президента, а на посту главы президиума ВНС. Очень похоже на какую-то разновидность конституционной монархии.

Народ оставлен без выбора

Таким образом, предлагаемое изменение Конституции фактически сохраняет существующую чрезмерную концентрацию власти в руках у одного человека, которую отмечал, кстати и сам Александр Лукашенко. Только если согласно действующей Конституции – это президент, то теперь вся власть будет находиться у председателя президиума ВНС. В проекте Конституции, правда, об этом ничего не написано, но ничто не мешает так сделать, приняв соответствующие законы.

А это значит, что на февральском референдуме народу Беларуси не будет предложено никакого выбора, что делает сам референдум бессмысленным. Чтобы обеспечить выбор, надо предложить проект Конституции, в котором предполагалось бы вместо сосредоточения власти в руках одного человека создать систему их нескольких центров власти, несущих ответственность за страну и обладающих необходимыми полномочиями. Что это значит?

В предложенном проекте Конституции сказано, что «Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие».

Таким образом, получается, что другие органы власти за незыблемость, преемственность и согласие не отвечают! Просто какой-то праздник безответственности. Президент, согласно Конституции, является только гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Национальное собрание является представительным и законодательным органом РБ, а Совет министров – просто центральный орган государственного управления. Примерно так же обстоят дела и с другими институтами власти и политической системы РБ. За страну в целом, то есть незыблемость, преемственность и согласие никто из них не отвечает.

Это создает опасность возникновения более глубокого, чем сейчас, кризиса в стране. Если, допустим, председателем президиума ВНС станет Александр Лукашенко, то он обеспечит не согласие в обществе, а сохранение текущего политического кризиса, так как в стране ничего не поменяется, и причины возникновения кризиса в 2020 году новая Конституция не устраняет. А что будет, когда он уйдет со своего нового поста? – Выяснится, что на счет будущего страны в ее руководстве существует множество мнений, а отдавать приказы, чтобы внести определенность, уже некому.

И в стране возникнет хаос, как обычно происходит после смены монархов в случае прекращения династии. Придется снова менять Конституцию, чтобы упразднить ВНС за ненадобностью, а другие органы власти стали отвечать за преемственность и согласив в стране, и получили на это полномочия. Кому-то придется наводить порядок, как в смутные времена в России сделали князь Минин (местная власть) и мещанин Пожарский (бизнес-союзы), взяв управление страной в свои руки.

Поэтому стоит сразу, не дожидаясь смуты и хаоса в Беларуси, разработать новую Конституцию, в которой поручить всем ветвям власти, включая политические партии и общественные организации, обеспечивать стабильность и согласие, для чего следует предоставить им необходимую для этого долю власти. Только такая – немонархическая – Конституция может обеспечить устойчивое развитие Беларуси. А монархия неизбежно закончится смутой.

Более подробно о том, как должен выглядеть нужный стране основной закон, написано в статье «На референдуме нужен третий проект Конституции».

Владимир Тарасов.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s