Беларуси нужны политические партии, а не Всебелорусское народное собрание

Александр Лукашенко предлагает сохранить монархическую Конституцию, передав права президента главе Всебелорусского народного собрания, которое должно будет предотвратить развал белорусского государства. Однако сделать это ВНС не сможет, так как обеспечить преемственность перехода власти и ее стабильность способна только развитая политическая система из сильных партий и общественных институтов.

Свое видение государственного устройства страны Александр Лукашенко изложил 9 августа в ходе встречи с представителями общественности и СМИ.

Он заявил, что действующая Конституция действительно авторитарная и передавать ее другому президенту нельзя. Александр Лукашенко считает, что

часть полномочий президента следует передать Всебелорусскому народному собранию. Себя он, похоже, видит главой этого собрания, отметив, «… молитесь Богу, чтобы я согласился еще быть председателем Всебелорусского народного собрания».

Существование и усиление полномочий самого собрания он обосновал необходимостью передачи опыта старшего поколения, которое уходит, новому. Это означает, что старшее поколение на самом деле не уйдет, а останется, сохранив свою власть, только в новом качестве. Это, по мнению Александра Лукашенко, позволит сделать так, чтобы «… уйдя как первый Президент, это государство не рухнуло».

Таким образом, он, похоже, предлагает сохранить монархическую (авторитарную) форму правления, перейдя с должности президента на новый пост вместе со всеми своими монаршескими (авторитарными) полномочиями.

Конституция должна соответствовать европейской цивилизации

Задача передачи опыта, которую напряженно решает Александр Лукашенко, не является чем-то новым. Ее уже много раз решали другие народы, и в процессе развития цивилизации выработаны метода ее решения. В частности – ее решал еще Моисей после исхода евреев из Египта. Он предложил некоторые законы – принципы в качестве опыта прошлых поколений, а для их передачи – институт священников (см. «Чем президент Беларуси Александр Лукашенко отличается от царя иудейского Моисея?»).

С тех пор этот метод передачи опыта старших поколений значительно усовершенствовался. В дополнение к Законам Божьим добавились законы гражданские, принципы стали формулироваться в Конституциях, и возникли несколько специальных типов организаций, которые следят за сохранением и передачей опыта, закрепленного в Конституциях. Это партии, СМИ, общественные организации, аналитические центры и т. п. (см. «Какая Европа нужна Беларуси?»).

Александр Лукашенко ничего подобного вводить в Беларуси не планирует, предлагая в качестве гарантии стабильности после своего ухода с поста президента передачу полномочий президента ему же, но уже на новом посту – главы Всебелорусского народного собрания. Это действительно может сохранить стабильность, но только до того момента, как президент уйдет уже с поста главы ВНС. После чего государство рухнет, тут с Александром Лукашенко можно согласиться.

Чтобы этого не произошло, следует подготовиться к моменту ухода Александра Лукашенко из власти, и создать традиционную, возникшую в процессе развития цивилизации систему органов управления страной, которая обеспечивает передачу опыта старших поколений младшим и стабильность общества при смене власти.

Сделать это не так уж и сложно, так как принципы, которые аналогичны заповедям Моисея, как и способы сохранения их в обществе, хорошо известны.

Принципы сформулированы в ходе европейской Эпохи Просвещения, позднее дорабатывались, в частности, крупнейшим британским философом 19 века Джоном Стюартом Миллем в рамках идеологии социального либерализма, а в середине 20 века немецкими учеными в рамках ордолиберализма. Данная идеология была в значительной степени реализована в Западной Европе, наиболее полно в 50-80 годах прошлого века в Германии и Швеции. Это привело к созданию там общества всеобщего благоденствия. Власть в большинстве стран Европы до сих пор принадлежит партиям, придерживающимся принципов социального либерализма и социал-демократии, близкой к социальному либерализму. Правда, сейчас Европа скатывается в кризис, но причины не в социальном либерализме, а в том, что от него европейская элита решила отказаться.

Кроме того, действующая идеология Беларуси, отраженная в ее Конституции, уже сейчас, наверное, процентов на 90 социально-либеральная. Как, кстати, и конституции большинства стран мира. Об этом просто не принято говорить. Так, например, все статьи второго раздела белорусской Конституции «Личность, общество и государство» полностью соответствуют идеологии социального либерализма.

В настоящее время существуют разные определения этой идеологии, поэтому на всякий случай отмечу, что под социальным либерализмом имеется в виду система идей, возникшая в годы европейской Эпохи Просвещения, и воплощенной в идеалах великой Французской революции и основных принципах Декларации независимости и Конституции США. Это идеология Джона Локка, Адама Смита, Вольтера, Джона Стюарта Милля, Федора Достоевского, Петра Столыпина, Франклина Рузвельта, Людвига Эрхарда, и т. д. Бывший министр иностранных дел России Евгений Примаков называл ее настоящим либерализмом. Конституции современных западных стран, принятые после Второй мировой войны, почти на 100% сформированы из принципов данной идеологии или следствий из них. На всякий случай отмечу, что многие нынешние лидеры европейских стран, например Эммануэль Макрон или Борис Джонсон, так же как и современные лидеры прибалтийских стран, не являются ее сторонниками, и поэтому не представляют традиционную европейскую цивилизацию и ее ценности. Они – это что-то другое.

Вместо социального государства необходимо общество равных возможностей

Хотя Конституция Беларуси большей частью соответствует этой идеологии, однако имеются принципы, которые не содержатся в Конституции, а некоторые статьи Конституции не соответствуют этой идеологии.

Вопросы вызывает уже первая статья: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство с социальной рыночной экономикой».

Это положение не отражает особенность идеологии социального либерализма. В соответствие с нею, государство должно обеспечивать не только социальную защиту людей, но и условия для развития индивидуальной личности, то есть равные возможности и достойный уровень жизни. Все эти положения отражены в терминах государство равных возможностей и всеобщего благосостояния, к которым были близки страны Западной Европы и Северной Америки в 70-80-х годах прошлого века.

Поэтому первую статью можно изложить в следующей редакции:

Республика Беларусь – унитарное демократическое правовое государство, в котором формируется общество равных возможностей и всеобщего благосостояния.

С социальным государством все остается в порядке, так как оно элемент государства всеобщего благосостояния.

Власть принадлежит не только государству, но и общественному мнению

Второе положение социального либерализма, которое не отражено в белорусской Конституции, касается власти в государстве. Кроме права – правил поведения, которые устанавливает государство в законах, в обществе существуют правила, которые отражены в общественном мнении. Это четвертый принцип либерализма Джона Стюарта Милля: «исполнять правила человека должен обязывать закон, а в тех случаях, когда они не могут быть предметом закона, общественное мнение» (см. «Принципы настоящего либерализма»):

Это положение и надо сделать второй статьей белорусской Конституции. Чтобы подчеркнуть, что государство не только правовое. Это очень важно, так как настоящий либерализм предполагает постепенное сокращение сферы государственной власти, но этот сокращение не означает возникновения вседозволенности, государство уходит от регулирования там, где его функции может заменить и заменяет общественное мнение. То есть, человек не нуждается в опеке государства только тогда, когда он становится сознательным. Это еще один принцип настоящего либерализма.

Итак, вторая статья Конституции может иметь следующий вид: Поведение человека в обществе должно регулироваться законом, а в тех случаях, когда оно не противоречит закону – общественным мнением.

Теперь надо определиться, из чего исходит право и общественное мнение.

В Конституции РБ весь второй раздел посвящен правам человека, причем там есть все – жизнь, равенство, соблюдение прав других людей, но почему-то нет общих принципов о правах человека, которые имеются в конституциях многих других стран, в частности, в американкой конституции, исходя из которой можно добавить несколько пунктов  (см. «Предложения по белорусской Конституции»).

Статья 3. Все люди рождаются равными и обладают неотчуждаемыми правами на жизнь и свободу, собственность и стремление к счастью.

Статья 4. Свобода человека состоит в возможности делать все, что не причиняет ущерба правам (свободе) другого. Свобода основана на справедливости, а ее нравственную границу составляет следующее правило: «Не причиняй другому того, что нежелательно тебе самому от других».

Вот у нас появилась справедливость, о необходимости обеспечения которой все время говорит Александр Лукашенко.

Кто обеспечивает справедливость?

Но декларирования данных принципов мало. Необходимо определиться с тем, кто гарантирует их исполнение и следит за этим. В рамках идеологии настоящего (социального) либерализма за это отвечает государство. Данное либеральное положение имеется и в белорусской Конституции. Это статьи 2 и 3:

Статья 2.  Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

Статья 3.  Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Эти статьи следует, разумеется, оставить, переименовав их в 5 и 6, и уточнив с учетом статьи 2, согласно которой жизнь общества регулируется не только законами, но и общественным мнением. Они будут выглядеть так.

Статья 5. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а также обеспечение условий для функционирования институтов, формирующих общественное мнение и выражающее интересы отдельных групп населения

Статья 6.  Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы власти, а также институты, формирующие общественное мнение, в формах и пределах, определенных Конституцией.

Это означает, что каждому жителю Беларуси должна быть предоставлена возможность в случае возникновения у него проблем обращаться не только к чиновникам, но и в негосударственные организации, представляющие его интересы. У нас же имеется возможность обращаться только в органы исполнительной и законодательной власти. Это следует оставить, но такого механизма недостаточно. Человек должен иметь возможность обратиться и обсудить проблемы с единомышленниками, а не с чиновниками. Кстати, таким образом в обществе реализуется справедливость.

Разумеется, такие институты не должны оставаться бесконтрольными со стороны государства, и это требование полностью соответствует либерализму. На этот счет имеются еще три правила либерализма Милля (см. «Принципы настоящего либерализма»).

Пятый: государство обязано осуществлять самый бдительный надзор над тем, как индивидуум пользуется властью, которой оно дозволяет ему иметь над другими людьми.

Двенадцатый: государство обязано устанавливать контроль и правила деятельности частных организаций в соответствие с принципами либерализма.

Тринадцатый: государство обязано контролировать ассоциации, и вмешиваться в их деятельность, устанавливая правила их функционирования, в той части, которая касается власти одного члена ассоциации над другим, а также над людьми, не входящими в ассоциацию: а) в целях защиты их свободы (то есть соблюдения в этих организациях принципов либерализма), и б) с учетом неготовности и некоторых людей к свободе в силу их природы и воспитания. Исходя из этих принципов, можно сформулировать статью 7 Конституции:

Статья 7. Государство обязано в целях защиты свободы членов общества осуществлять самый бдительный надзор над тем, как человек пользуется властью, которой оно дозволяет ему иметь над другими людьми, а также контролировать соответствие правил деятельности государственных и частных организаций, обеспечивающих функционирование права и общественного мнения, статьям 3 и 4 данной Конституции.

Но одной декларации этих правил мало. Дело в том, что в обществе существует множество людей, кланов и групп влияния, которые стремятся подчинить себе  органы власти и институты общественного мнения в своих личных интересах. Беларусь столкнулась с этим в ходе текущего политического кризиса, когда многие общественные организации и негосударственные СМИ оказались купленными зарубежными государствами и частными лицами. С этим столкнулись и в США, где СМИ выкуплены и монополизированы крупным капиталом.

Это не новое явление, и в процессе развития цивилизации уже выработались определенные правила, которые позволяют бороться с ним. В частности, в сфере государственной власти придуман принцип разделения ветвей власти –  законодательной, исполнительной и судебной. А в сфере общественного мнения существуют запреты на финансирование крупным капиталом политических партий. Кроме того, чтобы предотвратить возникновение подобной зависимости правительства финансируют (частично или полностью) за счет бюджета многие независимые от правительства партии, СМИ, аналитические центры и общественные организации. Предполагается, что такое финансирование обеспечивает независимость всех этих институтов от рекламодателей и спонсоров, что позволяет им выражать интересы различных групп населения, обеспечивая плюрализм мнений.

То есть, государство запрещает богатым людям подкупать некоторые институты общественного мнения и устанавливает порядок их формирования и функционирования независимо друг от друга. Правда, в Европе и США данная защита оказалось недостаточной, и крупный капитал в настоящее время все же перекупил у бюджета основные СМИ, научные и общественные организации. Именно по этой причине западный мир находится в кризисе. Этот опыт надо учесть в Беларуси.

Очень важно понять, что государственная поддержка независимых от государства частных институтов является одной из обязанностей государства, которую надо сделать конституционной. Это реализация принципа справедливости в обществе. Ведь эти организации обеспечивают передачу опыта старших поколений новым поколениям и предотвращают обрушение государства, чего так опасается Александр Лукашенко.

Поэтому финансирование отдельных групп населения, работающих в партиях, СМИ, аналитических центров, культурных организаций и т. д., которые выражают мнение части населения, за счет налогов, собираемых со всего населения, является справедливым. Выражая интересы группы населения, они защищают плюрализм мнений и устойчивость всего общества, что в интересах всех жителей страны.

Здесь можно провести аналогию с армией и силовыми ведомствами. Они обеспечивают национальную безопасность страны и финансируются из бюджета. Сейчас часто говорят об информационной войне, а ведь как раз все указанные выше институты и есть армия, которая обеспечивает национальную безопасность в этой войне. И профинансирована она может быть и должна быть только из бюджета. В Беларуси денег на эту армию не тратят, поэтому пришлось хвататься за автоматы, и расходовать деньги на преодоление политического кризиса. О потерях десятков тысяч населения, миллиардов долларов из банковской системы и валютных резервов, тоже не стоит забывать.

Так что скупой платит дважды. На всякий случай подчеркну, что обеспечить данное финансирование в Беларуси вполне можно без ухудшения текущего жизни населения.

Подобная система из институтов общественного мнения – политических партий, СМИ, общественных организаций, аналитических центров, профсоюзов, церкви и т. д. как раз и обеспечивает передачу опыта и традиций старых поколений новым поколениям. Старики в цивилизованных, да уже и в нецивилизованных странах, не формируют отдельные организации типа Всебелорусского народного собрания, а постепенно воспитывают молодежь, которая приходит в партии, в СМИ, аналитические центры и т. д. А их опыт четко сформулирован в программных документах партий и идеологиях, которых они придерживаются.

Важно то, что данные институты рассчитаны на различные группы населения, и позволяют удовлетворить их интересы и стремление участвовать в жизни общества, давая возможность самовыражения всем отдельно, оставаясь всем вместе.

У нас финансируются за счет бюджета только пропрезидентские СМИ и общественные организации. Но этого мало, должны финансироваться все прогосударственные организации, даже если они не поддерживают какого-то конкретного президента. Президенты приходят и уходят, что наконец-то осознал и Александр Лукашенко, а страна остается.

Роль институтов общественного мнения в настоящее время в мире несколько недооценивается, и в конституциях разных стран обычно присутствует положение только о разделении ветвей государственной власти. Имеется он и в белорусской Конституции. Это 

Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Статью, разумеется, следует оставить, но надо добавить общественное мнение.

Поэтому данная статья должна быть дополнена следующим положением:

Общественное мнение реализуется на основе формирования ее институтов в виде политических партий, СМИ, аналитических центров, учреждений культуры и общественных организаций.

Это будет 10-я статья. Кроме того, следует указать в дополнительной 11-й статье на необходимость государственного финансирования частных организаций, работающих без государственного вмешательства.

Статья 11. Государство обеспечивает возможность для функционирования институтов общественного мнения, выражающих  интересы различных групп населения.

Государство обеспечивает независимость данных институтов от государственных органов власти, а также отдельных личностей и групп населения, обладающих значительными финансовыми ресурсами. Это осуществляется посредством ограничения величины финансирование со стороны таких групп влияния законодательно, а также посредством обеспечения бюджетного финансирования институтов в объеме, достаточном для их независимой деятельности.

То есть, государство, говоря образно, покупает все эти институты, и делает так, чтобы богатые люди не могли перекупить их и монополизировать. Частично это правило осуществлено в западных странах, наиболее полно – в Швеции и Германии.

На особую важность этого пункта указывает и события в США и Европе (см. «Какая Европа нужна Беларуси?»), где буржуазна аристократия перекупила СМИ, общественные организации и аналитические центры, и в результате те сформировали общественное мнение, согласно которому государство равных возможностей и всеобщего благосостояния разрушается.

Фундамент Конституции

Таким образом, вместо шести первых статей действующей Конституции, необходимо использовать указанные 11 статей. Это фундаментальные принципы, из которых следуют другие.

А всю остальную Конституцию необходимо аккуратно переписать, приведя их в соответствие с указанными 11 пунктами и принципами социального либерализма (см. «Принципы настоящего либерализма»).

Такие изменения Конституции сформулированы с учетом причин, которые привели к текущему политическому кризису, причем не только в Беларуси, но и в США и в Евросоюзе. Там недооценили рост влияния негосударственной ветви власти – общественного мнения, и необходимость государственного регулирования данного мнения в целях предотвращения его монополизации какими-либо силами и манипулирования им со стороны богатых кланов.

Поэтому указанные изменения Конституции позволят сохранить преемственность власти при смене поколений и четко определить, какой именно опыт хотят передать старшие поколения младшим, даже в современных условиях возросшей роли общественного мнения.

Что касается Всебелорусского народного собрания, то вопрос о его существовании не является принципиальным. Оно может быть сохранено, а его права даже могут быть расширены. Как какой-то страховочный механизм передачи власти партиям он может существовать. Как монархия в Британии. Но надо четко понимать, что сохранить опыт старших поколений и уберечь страну от политического кризиса после ухода Александра Лукашенко из власти, собрание не способно. Надо создавать систему влиятельных политических партий и аналитических центров, финансируемых из бюджета. Ну и про другие институты забывать нельзя.

Владимир Тарасов.

Оставьте комментарий