Какие изменения Конституции нужны белорусскому бизнесу?

В Беларуси необходимо осуществить кардинальный пересмотр отношений государства к бизнесу, что было бы хорошо закрепить в Конституции, указав на необходимость построения не социального государства, а страны с социальной рыночной экономикой и обществом равных возможностей.

У нас сложилось довольно странное отношение государства к частному бизнесу. С одной стороны, оно признает право частников на жизнь и даже некоторым частникам благоволит, предоставляя льготы и преференции. С другой, в масштабах государства поддержка частного бизнеса крайне мала, а с предпринимательскими союзами у президента отношения вообще напряженные.

Президент считает союзы предпринимателей конкурентами

По сравнению с другими странами, подобные союзы у нас находятся в зародышевом состоянии. Но это объясняется не состоянием экономики или общества, а негативным отношением государства к таким союзам, которое выражается в том, что государство ограничивает финансовые возможности союзов.

Еще несколько лет назад покойный Владимир Корягин, который тогда был председателем Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, в одном из своих интервью отмечал, что «Главное препятствие на пути развития бизнес-ассоциаций в Беларуси – это не только отсутствие инициативы у самих предпринимателей. Главная причина – экономическая: сегодня членский взнос в бизнес-ассоциацию не идет в состав затрат компании, а выплачивается из чистой прибыли».  Беларусь, по его словам, осталась единственной страной из 220 государств в мире, где членский взнос в профессиональную ассоциацию компаниям приходится платить из чистой прибыли.

Владимир Карягин сказал, что лет 15 назад Александр Лукашенко спросил у него, сколько членов в союзе предпринимателей, а когда услышал ответ, сказал, что значит, большинство не поддерживает вашу деятельность, и я могу не прислушиваться к тому, что вы говорите.

Белорусские союзы предпринимателей пытались исправить ситуацию. Еще в начале двухтысячных годов был разработан проект закона «Об объединениях нанимателей», в котором предполагалось разрешить предприятиям относить вступительные и членские взносы на себестоимость, а не платить из прибыли. В 2005 году проект закона  даже был принят Палатой представителей и одобрен Советом республики, но президент Александр Лукашенко посчитал принятие данного закона нецелесообразным.

Данный случай иллюстрирует сложившихся отношений между государством и предпринимательскими союзами. Чтобы оценить их, можно посмотреть, как государство взаимодействует с союзами в экономически развитых странах.

В Германии союзы предпринимателей – часть государственной власти

В Германии на федеральном уровне работают четыре бизнес-союза:

Федеральное объединение Союзов предпринимателей, Федеральный Союз германской промышленности, Конгресс торгово-промышленных палат, и Центральный союз немецких объединений ремесленников. В первых двух членство добровольное, а членство в Конгрессе обязательно для всех предприятий страны, за исключением ремесленников, которые обязательно входят в четвертую ассоциацию.

Торгово-промышленные палаты представляют собой негосударственные самоуправляющиеся объединения, хотя членство в них обязательно для всех предпринимателей. Работа палат финансируется за счет обязательных членских взносов, величина которых зависит от уровня производительности предприятий. Таким образом, фактически в Германии Торгово-промышленные палаты существуют за счет специального налога, то есть – бюджетных средств. Такое финансирование обеспечивает независимость палат от чиновников и отдельных групп бизнеса.

Ассоциация Германских промышленно-торговых палат  представляет интересы  промышленности на федеральном уровне в правительстве, в бундестаге, а также в Европейском сообществе.

Региональные палаты оказывают поддержку предпринимателям на местном уровне. В частности, они предоставляют необходимую для бизнеса информацию и издают специальные журналы. Кроме того, они финансируют различных консультационных службы, с помощью которых помогают фирмам оставаться конкурентоспособными.

Более того, промышленно-торговые палаты участвуют на всех уровнях государства в формировании экономико-правового и политического общественного мнения.

Палаты выполняют также некоторые административные функции, в частности, занимаются разрешением споров, связанных с конкуренцией. Они выдают экспортные сертификаты, осуществляют правовые и технические экспертизы. Они также делают оценку платежеспособности предприятий для получения кредитов.

Пример для Беларуси: власть – предпринимателям

Таким образом, бизнес-союзы в Германии являются одним из элементов власти, причем как государственной – административной, так и в сфере общественного мнения. И финансируются они, большей частью, государством, хотя являются общественными организациями, создаваемыми частными компаниями и предпринимателями.

В частности, немецкие торгово-промышленные палаты, повторим, фактически финансируются за счет бюджета, так как обязательное членство с выплатами членских взносов по сути является специальным налогом, который не зачисляется в бюджет, а сразу направляется палатам. Этот налог тратят не государственные органы, а общественные. Государство только законодательно определило правила их деятельности и контролирует соблюдение ими законов.

Таким образом, в Германии в сфере управления бизнесом реализован принцип социального либерализма по передаче частным или общественным  структурам части государственной власти (см. «Предлагаемые поправки к белорусской Конституции не устранят политический кризис»). То есть, помимо законодательной, судебной, исполнительной властей и СМИ существует еще одна ветвь власти – союзы предпринимателей. Это повышает устойчивость и эффективность власти, и увеличивает национальную безопасность страны.

Нечто подобное следует создать и в Беларуси. И чтобы привлечь внимание к данной ветви власти, следует указать на нее в Конституции. Для этого следует уточнить, какие институты гражданского общества должно поддерживать государство.

В статье «Предлагаемые поправки к белорусской Конституции не устранят политический кризис» было предложено ввести в нее следующий пункт: «государство создает условия для функционирования государственных и негосударственных институтов политической системы и гражданского общества, обеспечивающих общественное мнение, направленное на соблюдение принципов данной Конституции. Это осуществляется, в частности прямым финансированием и косвенным финансированием в виде льгот в объеме, необходимом для обеспечения независимости этих институтов от финансирования из-за рубежа и отдельными группами населения внутри РБ».

Его следует дополнить: «К данным институтам относятся партии, СМИ, союзы предпринимателей, и некоторые общественные организации».

Могут быть и другие дополнения.

Владимир Тарасов.

Оставьте комментарий