Принципы настоящего либерализма

Существуют разные мнения о том, что представляет собой социальный либерализм. Для определенности правила социального либерализма можно взять из работы крупнейшего британского философа 19 века Джона Стюарта Милля «О свободе», опубликованной в 1859 году. Ее Джон Милль писал с целью научить людей пользоваться на практике принципами либерализма. Это именно то, что требуется сейчас Беларуси. Совпадение не случайно: в те годы Великобритания решала те же проблемы, что и Беларусь сейчас.

Сам Джон Милль в книге «О свободе» выделил в явном виде только два принципа. Но в ней он использовал и другие принципы, просто как утверждения, принимаемые как истинные без обсуждения. Я выбрал их 20, немного скорректировав с учетом опыта развития социального либерализма в XX веке. Как и почему они выбраны, описано в книге «Свобода, власть и либерализм».

Приведенные ниже правила не исчерпывают всех принципов либерализма, в частности, в них не затронуты разделение властей и свобода слова. Но с этими вопросами, по-моему, особых проблем нет, а выбранные 20 правил, на мой взгляд, наиболее актуальны для текущей ситуации в Беларуси, в которой требуется решить вопрос об ограничениях и пределах государственной власти, а также о пределах индивидуальной свободы.

Перечислим принципы.

Первый: каждый человек должен согласиться с некоторым ограничением его свободы государством в силу общественного договора или неизбежности, то есть принести некоторые жертвы, исполняя определенные правила поведения по отношению к другим людям.

Второй: эти ограничения и правила должны быть определены на каком-либо справедливом основании.

Третий: каждый человек не должен нарушать устанавливаемые законом права (свободы) других людей.

Четвертый: исполнять правила человека должен обязывать закон, а в тех случаях, когда они не могут быть предметом закона, общественное мнение.

Пятый: государство обязано осуществлять самый бдительный надзор над тем, как индивидуум пользуется властью, которой оно дозволяет ему иметь над другими людьми.

Шестой: свобода не применима как принцип при таком порядке вещей, когда люди еще не способны к саморазвитию путем свободы.

Седьмой: человек не подлежит никакой ответственности перед обществом в тех своих действиях, которые не касаются ничьих интересов, кроме его собственных.

Восьмой: в тех действиях, которые вредны для интересов других людей, индивидуум подлежит ответственности и может быть справедливо подвергнут социальным или легальным карам, если общество признает это нужным.

Девятый: человек должен иметь условия для существования, которые для него являются сколько-нибудь желательными.

Десятый: государство должно принять меры для того, чтобы не допустить вред, который наносят одни люди другим, снижая вознаграждение за труд и не обеспечивая им желательные для них условия существования.

Одиннадцатый: мнение и поведение конкретного человека определяется не только законами государства, но и его природой (социально-психологическими качествами), а также воспитанием, то есть теми системами взглядов, которых он придерживается.

Двенадцатый: государство обязано устанавливать контроль и правила деятельности частных организаций в соответствие с принципами либерализма.

Тринадцатый: государство обязано контролировать ассоциации, и вмешиваться в их деятельность, устанавливая правила их функционирования, в той части, которая касается власти одного члена ассоциации над другим, а также над людьми, не входящими в ассоциацию: а) в целях защиты их свободы (то есть соблюдения в этих организациях принципов либерализма), и б) с учетом неготовности и некоторых людей к свободе в силу их природы и воспитания.

Четырнадцатый: при решении вопроса об ограничении свобод надо выбирать меньшее из зол, то есть меньший вред, который будет нанесен обществу ограничением свободы той или иной группы людей.

Пятнадцатый: государство должно брать на себя устройство школ и университетов, а также решение вопроса о воспитании детей, идеологии и других экономических институтов в том случае, когда общество находится вообще в таком состоянии, что не может или не желает само заботиться о воспитании и этих институтах.

Шестнадцатый: государство должно брать управление большими промышленными предприятиями на себя в тех случаях, когда частное предпринимательство оказывается несостоятельной в управлении ими.

Семнадцатый: государство должно брать на себя управление экономическими и социальными институтами, а также предприятиями и компаниями, в тех случаях, когда люди в этих институтах не могут или не желают управлять ими так, как это требуется обществу.

Восемнадцатый: государство обязано требовать, чтобы все дети получали хорошее воспитание.

Девятнадцатый: целью воспитания является усиление в человеке самоотверженного стремления к благу других, но осуществляться это должно без принуждения (в виде кнута и плети).

Двадцатый: люди всегда лучше сделают, чем правительство, всякое дело, которое до них касается, но есть много таких дел, к исполнению которых частные лица оказываются, обыкновенно, менее способными, чем правительственные чиновники, но тем не менее желательно, чтобы эти дела исполнялись частными лицами, а не правительством, так как предоставление их частной деятельности служит могущественным средством к умственному воспитанию индивидуумов и развитию их способностей, а также препятствует превращению деятельных и честолюбивых членов общества в слуг правительства.

Другие формулировки принципов

Эти формулировки, конечно, не исчерпывают всего многообразия проблемы свободы и ее ограничения, существуют какие-то другие аспекты и идеи. Некоторые из них описаны в книге «Свобода, власть и либерализм». В частности, это следующие.

Второй принцип в версии Петра Струве: суть либерализма, как идейного мотива, заключается в утверждении свободы лица. Суть консерватизма как идейного мотива, состоит в сознательном утверждении исторически данного порядка вещей, как драгоценного наследия и предания.

В данном случае Петр Струве обратил внимание на то, что при определении справедливых границ свободы важно учитывать исторические традиции.

Второй принцип в версии Александра Солженицына: «Подлинно человеческая свобода – есть от Бога нам данная свобода внутренняя, свобода определения своих поступков, но и духовная ответственность за них. И истинно понимает свободу не тот, кто спешит корыстно использовать свои юридические права, а тот, кто имеет совесть ограничить самого себя и при юридической правоте. Не тот, кто спешит выиграть благоприятный судебный процесс, но кто имеет благородство отказаться от него, – напротив: публично открыть свои промахи или проступки. То, что называлось стародавним и теперь уже странным словом – честь».

Солженицын указал на одно из оснований, по которым должны вводиться справедливые свободы и их ограничения.

Девятый принцип в версии Франклина Рузвельта: государство должно обеспечивать права на полезную и хорошо оплачиваемую работу, на заработок, предоставляющий возможность нормально питаться, одеваться и отдыхать, на ведение дел в условиях, свободных от несправедливой конкуренции и господства монополий, на достойное жилище для каждой семьи, на необходимое медицинское обслуживание, на достойное образование.

Семнадцатый принцип в версии Евгения Примакова: «Категорически несовместимы с необходимостью демократизировать общество и отождествление политической свободы с ограничением государственной власти. Необходимость перевода ряда государственных функций на общественный уровень очевидна. Но этот процесс не может и не должен ассоциироваться с ослаблением властных структур».

Двадцатый принцип в версии Петра Столыпина: «Мне, господа, вспомнились слова нашего великого писателя Достоевского, что «деньги – это чеканенная свобода». Поэтому правительство не могло не идти навстречу, не могло не дать удовлетворения тому врожденному у каждого человека, поэтому и у нашего крестьянина, чувству личной собственности, столь же естественном, как чувство голода, как влечение к продолжению рода, как всякое другое природное свойство человека».

      И еще: «Но главнейшею, неустанною заботою правительства будет улучшение земельного быта крестьян. Не только создание земельного фонда и справедливая, на посильных условиях передача земель этого разряда крестьянам, но предоставление каждому трудолюбивому, энергичному работнику возможности создать собственное хозяйство, приложить свободный труд, не нарушая чужих прав, к законно приобретенной им земле».

Это очень важный момент. Правительства государств в рамках идеологии либерализма обязаны принимать меры по обеспечению частной собственностью людей. Это означает, что власти должны стремиться к максимальной приватизации среди широких слоев населения, разумеется, предварительно создавая для этого условия. То есть, не ждать у моря погоды, как это делает Александр Лукашенко, но и не раздавать все лишь бы кому, как это произошло в России.

Владимир Тарасов.

Оставьте комментарий