Глобальный экономический кризис уже на пороге Китая

После введения США таможенных пошлин на китайские товары фондовые рынки Китая обвались, а курс юаня снизился. Но это только часть проявлений глобального экономического кризиса, постепенно захватывающего Китай.

Президент США Дональд Трамп пока вполне успешно экспортирует кризис из своей страны в другие государства. 15 июня США сообщили о введении пошлин на китайские товары на сумму в 50 млрд. долларов. После этого Китай объявил о введении ответных мер, а Дональд Трамп поручил обложить пошлинами китайский импорт еще на 200 млрд. долларов.

После этого фондовый рынок Китая рухнул, а курс доллара против юаня пошел вверх. Но власти Китая собираются бороться с кризисом. Председатель Народного банка Китая И Ганн заявил, что банк будет применять различные инструменты для того, чтобы «обеспечить стабильный и сильный экономический рост и предотвратить системные финансовые риски».

Один из этих инструментов – ослаблению юаня против доллара. Так, 20 июня официальный курс юаня против доллара был снижен до минимального уровня с 12 января текущего года и составил 6,4586 юаня за доллар.

И Ган считает, что у китайской экономики достаточно возможностей и пространства для маневра, чтобы справиться с любыми формами торговых споров. И основания для этого имеются: зависимость экономики от внешней торговли упала с 64% в 2006 году до 33% в 2017 году.

Но есть люди, которые настроены далеко не так оптимистично. В частности, Амброуз Эванс-Причард обратил внимание на негативные процессы, которые протекают в китайской экономике, причем независимо от торговой войны с США («Китайский центробанк учреждает оперативную группу для борьбы с кризисом, а в это время мега-должник HNA Group оказался загнан в тупик»).

Он отметил проблемы на рынке китайских облигаций. В текущем году в Китае уже зафиксировано 20 дефолтов по облигациям, тогда как за весь 2017 год – 18. Это связано как с ростом стоимости заимствований в долларах, так и с ужесточением контроля за финансовым рынком со стороны Народного банка Китая. В связи с этим, Народный банк Китая создал специальное подразделение по отслеживанию финансовых рисков, которое должно контролировать рынок облигаций. Кроме того, в апреле он снизил норму резервирования в банках на 100 базисных пунктов.

В целом корпоративный долг в Китае в 2017 году достиг 165% от ВВП, и его требуется постоянно рефинансировать, что не всегда удается. В частности, серьезные финансовые проблемы в текущем году возникли у китайской многопрофильной группы HNA, которая за последние несколько лет привлекла кредитов на 94 млрд. долларов, и после роста стоимости долларовых заимствований оказалась в сложном положении. Проблемы у нее возникли уже в январе 2018 года. В настоящее время она распродает свои активы по всему миру.

Все эти процессы указывают на то, что экономический кризис в Китае уже начался, просто он затронул еще только часть экономики страны. Продажу активов, снижение курса юаня, снижение нормы резервирования обычно рассматривают как меры борьбы с кризисом, но, пожалуй, их точнее считать проявлениями  кризиса. Со временем это неизбежно приведет и к падению темпов роста китайской экономики. Собственно, этот процесс уже идет, в частности, в HNA Group.

Близкой точки зрения на глобальный кризис и происходящие в мировой экономике процессы придерживается американский экономист и инвестиционный банкир Джеймс Рикардс, который на прошлой неделе объявил, что «Новый глобальный долговой кризис начался».

Владимир Тарасов.

 

Оставьте комментарий