Как заставить бизнес с энтузиазмом вкладывать деньги в России?

Чтобы бизнес добровольно, эффективно и с энтузиазмом вкладывал деньги в России, необходимо создать специальную систему воспитания будущих бизнесменов на основе лучшего российского опыта и принципов общественно ответственного ведения бизнеса, а также сформировать систему общественного мнения, требующего от бизнеса соблюдения этих принципов.

Владимир Путин постоянно обращается к российским бизнесменам с призывами вкладывать в российскую экономику. Например, 16 марта 2022 года на совещании по вопросам регионального развития он сказал следующее: «Добавлю, что аресты зарубежных активов, счетов российских компаний и частных лиц – это урок и для национального бизнеса, что нет ничего надёжнее, чем вкладывать средства в свою собственную страну. Я говорил об этом лично неоднократно».

То, что Владимир Путин об этом говорит, хорошо, но убеждать бизнес добровольно вкладывать средства должен не столько президент, сколько нравственные, культурные, религиозные, мировоззренческие, идеологические нормы, а также общественное мнение, сформированное в соответствие с этими нормами. А то сейчас получается, что Владимир Путин говорит бизнесу одно, а общественное мнение в лице многих российских СМИ, политиков и даже ученых говорит прямо противоположное.

Поэтому и результата от слов президента мало, и даже арест зарубежных активов заставляет бизнес не возвращать средства в страну, а прятать их понадежнее, не в Европе и США, а где-нибудь в арабских странах.

Кроме того, надо задуматься, а что будет, когда вместо Владимира Путина президентом станет другой человек? Будет ли он говорить бизнесу, что надо вкладывать деньги в России? Неизвестно.

Патриотизма недостаточно

В принципе, Владимир Путин пытается что-то сделать с общественным мнением. В 2021 году по его указу была создана Межведомственная комиссия по историческому просвещению. Возглавил комиссию его помощник Владимир Мединский, бывший министр культуры и нынешний председатель Российского военно-исторического общества. Комиссия занимается деятельностью по отстаиванию национальных интересов РФ, связанной с защитой исторической правды и сохранением исторической памяти. По словам Владимира Мединского, целью работы комиссии является улучшение качества преподавания и популяризации истории на всех уровнях школ, активная контрпропаганда, наступление на невежество, разоблачение технологии манипуляций историческими фактами и т. п.

Григорий Герасимов, доктор исторических наук, научный консультант Тульского государственного музея оружия в статье «Современная историческая наука ведет Россию к краху» написал, что современные российские историки и философы не только не работают над теорией положительной истории России, но даже не осознают этой проблемы, считая ее антинаучной. Он полагает, что одна из главных задач межведомственной комиссии – побудить научное сообщество решить проблемы исторической науки в РФ.

Таким образом, комиссия Мединского формирует общественное мнение – положительное представление об истории России, в первую очередь, в военной сфере. Это, конечно, будет способствовать росту патриотизма, в том числе и бизнесменов. Однако данная программа не решит проблему с отношением национального бизнеса к инвестициям в родной стране, так как неясно, что именно заставляет людей вкладывать деньги на родине. Какой именно положительный опыт из истории имеет значение для людей, которые занимаются бизнесом? На какие принципы и положительные примеры надо ориентироваться? Это неизвестно, а ведь важно не просто стимулировать вложение средств бизнесом в стране, а обеспечить эффективные инвестиции, причем как для бизнеса, так и для страны. Необходима программа по формированию общественного мнения, направленная не вообще на воспитание патриотизма, а конкретно на бизнес.

Задача для бизнесменов – освоить дух самоограничения и стать гражданином

Необходимые для бизнеса правила и положительные примеры в России имеются, хотя они также забыты, как и многие исторические факты, возродить память о которых пытается Межведомственная комиссия по историческому просвещению.

В частности, писатель Достоевский Федор Михайлович исследовал природу человека и обнаружил, что люди в экономике ведут себя совершенно по-разному. Он считал, что власть человека над другими людьми должна быть ограничена моральными и религиозными нормами, и даже ради благих дел нельзя вредить людям. Достоевский не писал о бизнесменах, но его исследования и выводы имеют к ним самое непосредственное отношение, так как собственность дает человеку власть.

Писатель Солженицын Александр Исаевич сформулировал проблему ограничения власти по-другому, написав в статье «Как нам обустроить Россию?» о необходимости самоограничения: «Устойчивое общество может быть достигнуто … на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости … Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу. Только бы удалось – освоить нам дух самоограничения и, главное, уметь передать его своим детям».

Политик Примаков Евгений Максимович предложил способ внедрения в российском обществе духа самоограничения посредством использования в качестве национальной идеи сочетания истинного либерализма и социальной политики. Это идеология, основанная на сознательном ограничении, о котором говорил Солженицын, и идее не навредить другим людям, о которой писал Достоевский.

Солженицын и Примаков не вдавались в философские тонкости данной идеологий, это сделал российский философ Струве Петр Бернгардович.

Политик Столыпин Петр Аркадьевич пытался реализовать эту идеологию на практике, и стремился создать в России гражданина посредством формирования широкого среднего класса (мелких частных собственников).

А бизнесмен – молочный король царской России – Чичкин Александр Васильевич пытался реализовать эту же идеологию в рамках предприятия, основанного не на эксплуатации ресурсов и работников, а на разумной организации труда и воспитании персонала. Он показал успешный пример создания крупного бизнеса, который является эффективным, и в то же время выполняет важные общественные функции и способствует формированию среднего класса. Кстати, даже после прихода к власти большевиков Чичкин остался в России и участвовал в развитии молочной промышленности страны. Он стал единственным миллионером царской России, который в СССР был похоронен на Новодевичьем кладбище. А вот его мнение о бизнесе и патриотизме: «Поэты поэтами, но ведь и бочкою масла, и головкою сыра, и бутылкою вкусного молока можно в равной степени славить свое Отечество, служить благу и расцвету родной земли».

Все перечисленные выше люди не просто выдающиеся деятели России. Они выделили ключевой вопрос для бизнеса – как сочетать власть денег и общественную ответственность. Они не только считали, что деньги гражданам страны надо вкладывать в России, но и пытались, причем, на мой взгляд, успешно, найти ответ на вопросы, почему это надо делать, и как правильно это делать.

Их опыт и идеи (в сфере нравственности, религии, идеологии, политики, экономики) – это именно то, что может стимулировать российских бизнесменов эффективно вкладывать деньги в России. Поэтому все это надо привести в систему и сделать фактом общественного сознания. Список имен, конечно, может быть расширен.

Можно сказать, что надо выяснить, как выполнить рекомендацию Солженицына освоить дух самоограничения и уметь передать его своим детям. Также можно сказать, что надо выяснить, как реализовать проект Столыпина сделать из крестьянина гражданина. И можно считать, что надо попробовать понять, как выглядит национальная идея, предложенная Примаковым.

Необходимо не просто написать одну книгу и, допустим, ввести учебный курс в ВУЗах, следует побудить научное сообщество и людей, которые финансируют науку, решить проблемы, связанные с общественной ответственностью бизнесменов, то есть необходимо сформировать систему организаций, которые постоянно будут заниматься исследованиями, а также формированием общественного мнения.

После этого Владимиру Путину и любому будущему президенту России не понадобиться постоянно говорить бизнесу, что надо вкладывать деньги в стране. Бизнесмены сами в силу собственных убеждений будут думать не о покупке яхт и футбольных клубов за рубежом, а о том, как лучше вложить деньги на родине с пользой для себя и для государства. А в приемной у президентов России будет постоянная очередь из бизнесменов с проектами и чемоданами денег.

Президенты России на совещаниях типа проведенного 16 марта начнут ссылаться на научные исследования, а журналисты будут знать, к каким ученым обращаться за экспертным мнением по поводу бизнеса, и какими принципами следует руководствоваться при оценке деятельности бизнесменов.

Предложение на форум

Но это конечная цель. Сейчас надо сделать первый шаг по направлению к ней – провести исследование того, как решить данную задачу, то естьследует побудить научное сообщество понять, как можно решить проблемы, связанные с общественной ответственностью бизнесменов. А для этого надо побудить общество заказать решение данных проблем у ученых. Говоря проще, надо заказать ученым проведение необходимых исследований, выделив на это финансирование из бюджета.

Надо понять, какие факторы определяют необходимое для общества поведение бизнесменов, и построить их рейтинг (факторы нравственные, мировоззренческие, идеологические, законодательные, и т. д.). В этом рейтинге будут и постоянные обращения президентов к бизнесу, но, думаю, не в первой десятке факторов. Там будут и меры, направленные на воспитание патриотизма в целом, и особого патриотизма бизнесменов на основе исторического опыта, подготовка и издание книг, организация лекций в ВУЗах, научных семинаров, конференций, формирование общественного мнения в виде специальных кодексов этики, обучение журналистов и создания специальных СМИ, формирования общественных организаций, оценивающих общественную ответственность бизнеса и чиновников, и пр.

Имея такой рейтинг, можно будет двигаться дальше, используя наиболее эффективные факторы для формирования нужных обществу качеств у бизнеса.

Можно заказать исследования напрямую в научных центрах, можно объявить конкурс грантов, а затем на специальной конференции сопоставить результаты исследований. Можно сделать это в рамках уже действующих программ, того же форума «Сильные идеи нового времени».

Не надо жалеть денег – данная программа в конечном итоге принесет России десятки миллиардов долларов инвестиций в год, и обеспечит национальную безопасность в долгосрочном периоде. К тому же финансирование небольшое – только на зарплату ученым, плюс организация публичных мероприятий и освещения их в СМИ. А экономический эффект будет намного больше, чем, допустим, от газопроводов «Северный поток» и проекта «Ямал СПГ».

Экономический эффект в данном случае будет измеряться не только десятками миллиардов долларов, которые бизнес будет вкладывать в России, но и изменением отношения бизнеса к инвестициям на Родине: он станет делать это не из-под палки или внешнего принуждения, а добровольно и с энтузиазмом. Десятки миллиардов долларов в год будут не просто оседать где-то на счетах в банках и пылиться в золотовалютных резервах, а будут искать новые проекты и новые способы развития экономики страны. Ввести законодательные ограничения на вывоз капитала, которые заставят бизнес оставлять деньги в стране, легко, и в некоторой степени это необходимо сделать, но это не решит проблему, так как законы всегда можно обойти, да и эффективности от бизнеса в этом случае ожидать не стоит.

Библейская аналогия

Для понимания значения данного проекта для России, можно сравнить его с известными библейскими событиями: исходом евреев. Иудейский царь Моисей после того, как евреи покинули Египет, решал проблему, как обеспечить выживание и процветание еврейского государства. Это та же проблема, которую пытается решить Владимир Путин, советуя бизнесменам вкладывать средства в России, только в более широкой постановке, чем сейчас в России.

Моисей не только говорил, что евреям надо делать в конкретных случаях, он установил правила их поведения, которым они следуют до сих пор (в некоторой мере). Он сходил на гору Синай, пообщался с Богом, и принес оттуда скрижали с заповедями, которыми должны руководствоваться евреи в своей жизни. Он также выяснил у Бога, как должна быть организована система обеспечения соблюдения евреями этих заповедей, а также финансирование данного проекта. И, наконец, Моисей организовал целую систему обучения этим заповедям евреев. И все 40 лет, пока они ходили по пустыне, они учили эти заповеди.

Мое предложение – нанять ученых, которые изучат идеи людей, знающих, как должны действовать люди в бизнесе (Достоевский, Столыпин, Чичкин, …), и выберут из них те правила их поведения, которые требуется внедрить в России. Ученые как бы сходят на гору Синай и принесут оттуда скрижали. И заодно выяснят, как надо организовать внедрение в общество этих заповедей и как организовать финансирование постоянного механизма передачи всего этого будущим поколениям. После чего все эти знания надо будет реализовать на практике.

Владимир Тарасов.

Предложение осуществить такой проект я сделал на форуме «Сильные идеи нового времени» по направлению «Открытый разговор» (4 апреля 2022 года в 11:04, название проекта «Как заставить бизнес с энтузиазмом вкладывать деньги в России?»).

Поддержите, если посчитаете нужным.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s