С чего начать реформу политической системы Беларуси?

Изменение системы государственного управления в Беларуси надо начинать не с принятия новой Конституции, и даже не с реформирования партийной системы, а с изучения лучшей практики подобных реформ и привлечения специалистов по ним. То есть, стране нужны политики, экономисты и философы типа Джона Локка, Томаса Джефферсона, Джона Милля, Франклина Рузвельта, Петра Столыпина, Людвига Эрхарда, Вильгельма Рёпке и т. п.

В настоящее время в Беларуси активно обсуждаются два проекта новой Конституции, многие люди высказывают свое мнение. Как будто все хорошо, однако это впечатление обманчиво. Чтобы понять, в чем дело, можно сравнить происходящие события с тем, что случилось в еврейском обществе после того, как евреи ушли из Египта. Тогда оно переживало примерно тот же период, что и Беларусь сейчас. Евреи ушли от фараона, а Беларусь отделилась от СССР. Проблема тогда у евреев была та же, что сейчас у белорусов: как жить дальше.

Бог покинул Беларусь

Тогда у них еще не было законов Божьих, хотя их царь Моисей действовал, следуя советам Бога. И когда он отлучился на гору Синай, евреи отлили себе нового Бога – золотого тельца, после чего начали ему поклоняться, петь и танцевать вокруг него.

У нас сейчас происходит нечто подобное, хотя имеются и отличия. Александр Лукашенко, в отличие от Моисея, испытывает ностальгию по временам СССР (фараонов), гордится тем, что сохранил все хорошее, что было тогда, и предлагает белорусскому народу себя в качестве нового фараона. А его оппозиция предлагает отлить золотого тельца и начать танцевать и петь вокруг него. Бог о Беларуси забыл, и советов никому из сражающихся за власть сторон не дает.

У евреев указанную проблему Бог решил по-другому. Он передал Моисею список законов, которые тот и распространил в обществе. То есть Бог предложил евреям подчиняться некоторым принципам, а не воле тех людей, которые владеют властью. Это было не просто, так как возникла проблема: как донести законы божьи до народных масс?

Моисей создал целую систему обучения. Вначале он рассказывал законы своему брату первосвященнику Аарону. Потом говорил то же самое Аарону и двум его сыновьям. Затем к ним присоединялись 70 старейшин, и урок повторялся. И только потом законы излагались всему народу. А после этого урок проводили последовательно Аарон, его сыновья и т. д. Введена эта системы бала через несколько месяцев после исхода, и функционировала все 40 лет, что евреи ходили по пустыне!

Такая система была введена именно для решения той же задачи, которую в настоящее время пытается решить Александр Лукашенко: передачи новым поколениям опыта старших поколений.

Моисей объяснил свои действия следующим образом: «Знаю я строптивость твою (Израиль) и упрямство твое. Если пока еще живу я с вами сегодня, были вы строптивы перед Богом, тем более после смерти моей». Впрочем, он выполнял прямое указание Бога: «Читай учение это всему Израилю вслух, … чтобы слушали они и чтобы учились и боялись Бога, Всесильного вашего и старались исполнить все слова учения этого».

Александр Лукашенко задумался о том, что будет после его смерти только где-то через 25 лет своего правления. Более того, какие законы передать потомкам, он, похоже, не знает (за исключением патриотизма), поэтому собирается править до своей смерти в качестве главы Всебелорусского народного собрания.

Такая стратегия плохо кончится для Беларуси, так как после отхода Александра Лукашенко от власти белорусские патриоты тут же о нем забудут, и начнут делить власть между собой. С большой долей вероятности они создадут золотого тельца и начнут петь и танцевать вокруг него, как это около трех с половиной тысяч лет назад сделали евреи.

Кто заплатит? – Вот в чем вопрос

Законы, которые нужны Беларуси, и которые могут обеспечить устойчивое и эффективное развитие страны, уже написаны: множеством ученых и политиков, разработавших идеологию социального либерализма и близкую к ней социал-демократическую идеологию (начиная от Адама Смита и Джона Локка, и заканчивая немецкими ордолибералами). Но в белорусском обществе все это практически неизвестно, так как знания об этом находятся вне учебных программ в ВУЗах. Ситуация примерно та же, которая была до обучения евреев законам Бога.

Вопрос в том, кто в Беларуси будет обучать этим идеологиям. У евреев был создан специальный клан – священников во главе с братом Моисея Аароном. Кроме регулярных обучающих семинаров, были созданы специальные храмы и обряды. Нечто подобное предстоит создать и в нашей стране.

Идеология – это не религия, поэтому ее изучением и преподаванием занимаются не священники, а ученые и политики. Например, в Германии после второй мировой войны множество ученых и политиков занималось разработкой, пропагандой и применением на практике идеологии ордолиберализма (версии социального либерализма) – Вильгельм Ойкен, Альфред Мюллер-Армак, Людвиг Эрхард, Александр Рюстов, Вильгельм Рёпке и т. д.

Такие люди и нужны сейчас Беларуси: свои Ойкен, Эрхард, Репке. А для этого должна быть создана система финансирования их работы, что будет гарантировать от того, что их перекупит кто-то типа Джорджа Сороса. Необходимо найти также деньги на проведение семинаров и конференций по данной тематике, издание книг и т. д.

У нас таких ученых нет, как нет и необходимого финансирования. Точнее, ученые имеются, поэтому изучить и объяснять, в чем состоят и как надо применять принципы этих идеологий, есть кому. Но вопрос в том, кто им за это заплатит. Сейчас им платят за обучение тому, что написано в учебниках, а также за проведение исследований по заказу властей или иностранных фондов. Обучение указанным выше идеологиям и проведение исследований на основе их принципов им никто не заказывает. Поэтому они этим и не занимаются.

У евреев вопрос с финансированием новой идеологии был решен просто: Моисей по совету Бога ввел новый налог, то есть плата шла за счет бюджета. И в Германии в эпоху формирования ордолиберализма, в общем-то, платил бюджет. У нас с этим проблемы, так как бюджет платит за исследование и обучение в рамках рудиментарных остатков советской идеологии, а зарубежные фонды финансируют работу в рамках идеологии ультралиберализма (псевдолиберализма), которая за рубежом сейчас является мейнстримом.

Но ситуация не безвыходная. Возможное решение проблемы можно найти в Ветхом Завете, в уже упоминавшемся совете Бога Моисею: «Читай учение это всему Израилю вслух, … чтобы слушали они и чтобы учились и боялись Бога, Всесильного вашего и старались исполнить все слова учения этого».

Бог, как видим, указал не только на обучение, но и на попытки исполнения законов. Можно сыграть на этом, так как в Беларуси существует потребность в исполнении принципов социального либерализма при решении самых разных практических проблем в экономике и общественной жизни. Ведь идеологические принципы – это не просто какие-то красивые слова, а зафиксированные в конституциях правила, в соответствие с которыми должны решаться конкретные проблемы. Люди заинтересованы в этом, что может заставить их заняться изучением и применением идеологии, и найти деньги на оплату данной работы.

Например, председатель Минского городского объединения организаций профсоюзов Александр Щекович отмечал, что пенсия должна быть пропорциональна вложенному труду, а работник, который постоянно занимался саморазвитием и повышением квалификации, имеет право получать более высокие выплаты, чем тот, кто просто отсиживался на работе. По его мнению, требуется время для того, чтобы решить эту проблему, и, возможно, для этого стоит изучить опыт других стран (см. «Зачем Беларуси нужна новая Конституция?»).

Как изучить этот самый опыт и в чем он состоит? Если провести такое исследование, то обнаружится, что решить данную проблему лучше всего удается в тех странах, где преобладает идеологии социального либерализма и социал-демократии. То есть, это лучшая мировая практика. Поэтому для решения данной проблемы в Беларуси следует применить принципы этой идеологии, и имеет смысл провести круглый стол или семинар, на который пригласить чиновников и ученых. А последних попросить подготовить доклады о том, как данная проблема решается в рамках указанных выше идеологий. Например «как стимулировать с помощью пенсий работников с точки зрения идей ордолиберализма», «как организована система стимулирования в соответствие с данной идеологией в Германии», «какой рост производительности труда и ВВП может обеспечить подобная организации пенсионной системы», и т. п.

Надо только найти деньги для оплаты труда этих ученых. Но сделать это можно по профсоюзным каналам или из бюджета. Это будут деньги не на абстрактное изучение каких-то принципов, а на проведение научных исследований по решению конкретных экономических проблем, в конечном итоге – увеличения промышленного производства и ВВП. Поэтому имеется шанс найти финансирование. А заодно будут изучаться и принципы.

Система типа воспитания патриотизма

Однако надо иметь в виду, что подобная деятельность не заменит бюджетного финансирования поддержки идеологии социального либерализма и социал-демократии в обществе.

В Беларуси, кстати, похожая система имеется, но только в отношении воспитания патриотизма. До начала политического кризиса, связанного с выборами президента, белорусские власть не замечала многих проблем с национальной символикой, искажением истории в части роли соседних стран в геноциде белорусского народа, и т. п. Сейчас ситуация изменилась в положительную сторону: выделяются деньги на проведение исторических исследований, о многих вещах, о которых раньше власть молчала, сейчас начали говорить. За бюджетные деньги снимаются фильмы, проводятся семинары, конференции и пр.

Все это хорошо. Но этого недостаточно для преодоления политического кризиса. На одном патриотизме далеко не уедешь. Должен быть решен и другой вопрос – кто хозяин в стране. Самый адекватный ответ на этот вопрос, устраивающий народ, как раз и дают идеологии социального либерализма и социал-демократии. Ответ в обеих идеологиях одинаков: хозяин в стране народ. Поэтому эти принципы и должны быть воплощены в жизни и, в первую очередь, зафиксированы в конкретных статьях Конституции.

Но с данными идеологиями дела у нас обстоят точно также как ранее с историей Беларуси и Великой отечественной войны. Существует множество фактов, идей, имен, о которых не принято говорить, и общество практически ничего не знает. Например, все в курсе, что Петр Столыпин был реформатором деревни. Помнят еще столыпинские вагоны и галстуки. А кто знает, что Столыпин был либералом? Да никто.

Все знают, что Евгений Примаков, когда был министром иностранных дел, развернул самолет по пути в США. А кто знает, что он предложил использовать принципы социального либерализма в качестве национальной идеи для России? Никто не знает.

Точно также обстоят дела и с мировой историей и экономической теорией. Все у нас решают вопрос о том, где граница свободы в обществе, а кто читал книгу Джона Стюарта Милля «О свободе»? Практически никто, хотя это, на мой взгляд, лучше из того, что написано на эту тему.

И фейки у нас в общественном сознании существуют. В частности, это выражается в наличии множества определении одних и тех же слов, из-за чего обычному человеку, даже с высшим образованием, разобраться в экономической теории и идеологиях практически невозможно. Это касается и термина «социальный либерализм», под которым понимаются разные теории. В связи этим отметим, что в данной статье под этой идеологией понимается система взглядов таких ученых и политиков, как Адам Смит, Джон Локк, Томас Джефферсона, Джон Стюарт Милль, Петр Столыпин, Петр Струве, Франклин Рузвельт, Евгений Примаков и т. п. А, допустим, российская партия «Яблоко» придерживается другой идеологии, хотя и в ней заявляют, что ее идеология – это социальный либерализм.

Все эти пробелы в знаниях надо заполнять, примерно так, как это происходит в настоящее время с историей Великой Отечественной войны. Необходимо изучение этих идеологий, всех замалчиваемых и пропущенных событий, идей и теорий, которые представляют интерес для успешного развития Беларуси. Без этого создать эффективную политическую и управленческую системы в РБ не получится.

Нечто подобное сейчас осуществляется в Китае, где министерство образования потребовало включить в программы школ и ВУЗов книгу «Мысли Си Цзиньпина». Кстати, она внесена в Конституцию. Не берусь судить об этой книге, не читал. Но за Си Цзиньмином стоит коммунистическая идеология, которая, по сути, является китайским вариантом социал-демократической идеологии, близкой социальному либерализму. И еще коммунистическая партия.

За Александром Лукашенко не стоит никто. Ни партии, ни массовой идеологии. За его спиной идейная пустота (не считая патриотизма и фразы о том, что он сохранил все лучшее, что было во времена СССР (то есть фараонов)), которую он нам собирается оставить в наследство. Иногда он ссылается на справедливость, но не объясняет, что он имеет в виду под справедливостью, хотя в рамках разных идеологии используются совершенно разные определения этого понятия.

Это и есть эволюционное развитие

Чтобы не оказаться у разбитого корыта, надо сделать достояние общественного сознания в Беларуси целый набор событий, идей и имен, которые сейчас специально замалчиваются, так как они мешают власти определенных кланов и общественных групп. Без этого реформа политической системы мало что даст: даже патриотически настроенные организации и люди начнут выяснять отношения между собой в борьбе за власть, погрузив страну в политический кризис. Нужна база для объединения в виде общих представлений о том, кто в стране хозяин. Патриотизма недостаточно.

Поэтому различным организациям, которые пытаются решить различные проблемы, стоило бы изучить опыт их решения в рамках указанных выше двух  идеологий. Для чего надо проводить круглые столы, семинары и конференции с привлечением специалистов. Это позволит получить не только знания о том, как можно решить данные проблемы у нас, которые отчасти можно внедрить и в существующих условиях, но и поддержку со стороны ученых, работающих в рамках данной идеологии, а также поддержку со стороны других организаций, которые заинтересованы во внедрении в обществе данных идеологий в целях решения своих локальных задач.

Таким образом можно постепенно расширить число людей, знающих о том, что представляют собой такие идеологии и что они дают экономике и обществу.

Расширяя число их сторонников, можно будет набрать достаточное количество голосов для запуска процедуры изменения Конституции и добиться ее принятия на референдуме (см. «Национальная идея для Беларуси и России: версия Евгения Примакова»). Это и есть путь постепенной эволюционных изменений, без революций, великий потрясений, спада экономики, хаотичной борьбы партий и т. п.

То есть предполагается реформаторская деятельность типа действий Петра Столыпина и Петра Струве. Хорошо известны слова Петра Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Это и есть настоящий социальный либерализм.

А на текущий референдум параллельно с президентским проектом можно вынести предложение подготовить проект Конституции, в которой предполагается создание в стране общества, предоставляющего каждому человеку реальную возможность стать хозяином, то есть общества равных возможностей и всеобщего благоденствия.

Главное – это привлечь внимание к данному проекту Конституции, показать, что у Беларуси есть третий путь развития кроме укрепления власти Александра Лукашенко или ее передаче иностранному капиталу, предлагаемой оппозицией. К тому времени, когда он уйдет из власти, надо иметь четкую идеологию и программу стратегического развития страны, которая была бы частью общественного сознания. Это необходимо, чтобы исключить возникновение политического кризиса с непредсказуемым исходом.

Это всего лишь Социальная Рыночная Экономика

Все написанной выше может показаться очень сложным и заумным – Моисей, идеологии, либерализм, …. Но по сути все очень просто, предлагается то, о чем говорил  европейский комиссар по внутренней торговле Мишель Барнье в программе «Без купюр» на телеканале «Евроньюс» еще 15 марта 2019 года.

Вот его слова: «Я думаю, последние 30 лет Европа часто вела себя наивно, когда речь заходила о торговле. Она допустила фундаментальную ошибку, когда начался процесс глобализации, когда перестал существовать двухполярный мир, где с одной стороны был Советский Союз, а с другой – США. Мы увидели, что начался успешный процесс глобализации, что люди смогли выйти из крайней нищеты. Но в то же время возникла идея, что теперь все возможно, ультралиберализм. Эту ошибку допустили многие страны мира. Вот цена, которую мы заплатили и продолжаем платить после того, как разразился финансовый кризис. Не было единого координационного центра. Я думаю, пришло время вернуться к фундаментальным принципам социальной рыночной экономики. И тут важны все три слова: Социальная Рыночная Экономика».

Все написанное выше насчет белорусской Конституции, это, собственно, описание того, как Беларуси выполнить эту рекомендацию Мишеля Барнье и вернуться, вернее, присоединиться к указанным фундаментальным принципам, отличающим цивилизованную Европу от дикой. Необходимо не только ознакомиться с этими принципами, научиться ими пользоваться, но и создать механизм, который гарантировал бы постоянное воспроизведение этих принципов, чтобы не допускать фундаментальную ошибку в будущем. В Западной Европе и США такой механизм сделали лишь частично, за что сейчас и расплачиваются. Призыв Мишеля Барнье европейская бюрократия не услышала, и пока продолжает понемногу разрушать европейскую цивилизацию. Беларуси не стоит делать такую же ошибку.

Владимир Тарасов.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s