С кем должен поделиться властью президент Беларуси?

Для выхода из политического кризиса Александр Лукашенко готов поделиться властью с чиновниками. Но этого недостаточно: в Беларуси необходимо усиление полномочий четвертой власти – СМИ, а также и других  институтов, формирующих общественное мнение. И это надо закрепить в Конституции.

Уже в январе 2022 года в Беларуси должен состояться референдум, на котором будут приниматься поправки в Конституцию страны. Судя по имеющейся информации, ничего хорошего страну не ждет. Какими будут предложения президентской команды, еще неизвестно, но, в принципе, Александр Лукашенко уже описал основные моменты проекта Конституции.

Партии – цивилизация, кланы – деградация

Сделано это было еще на VI Всебелорусском народном собрании. Александр Лукашенко заявил, что в стране должны быть партии, но для этого общество должно быть зрелым, подготовленным.

Кроме того, он считает, что надо наделить Всебелорусское народное собрание конституционными полномочиями, чтобы в том случае, если к власти придут какие-то не те люди, власть перешла к этому собранию. Оно будет избираться «еще более ответственно людьми», и станет подстраховкой на период смены власти, чтобы не потерять страну. Кроме того, Всебелорусскому народному собранию предполагается передать полномочия определения стратегии развития общества.

Но это еще не все. Александр Лукашенко сказал, что умные люди в критической ситуации, когда они не видят выхода из нее, объединяются и идут за лидером.

Эту же мысль он повторил, в частности, на совещании по поводу многопартийной системы в РБ, проведенному 9 апреля 2021 года. Он снова сказал, что Беларусь не готова к многопартийности, и когда трудно в стране, то умные люди объединяются вокруг какого-то человека, группы людей, собираются в кучу и стараются выстоять, выжить.

Точка зрения президента понятна. Действительно, было бы хорошо, если бы людьми управлял мудрый правитель, а люди бы его слушались. И не нужны эти партии, общественные организации, парламенты, и пр. Но это утопия, мудрых правителей как-то маловато, и если и попадается такой, то после него почему-то частенько к власти приходит какой-то дурак, который все разрушает.

Поэтому в процессе развития цивилизации и возникли средства защиты общества от непредсказуемости правителей: конституции, партии, идеологии, общественные организации. Все это надо наконец-то сформировать у нас, раз уж мы приблизились к моменту смены правителя (об этом и сам Александр Григорьевич уже много раз говорил).

Правда, надо заметить, что и многие оппоненты Александра Лукашенко как-то не очень настроены на создание партийной системы. Это было хорошо заметно на прошлогодних президентских выборах, когда появились кандидаты в президенты, опирающиеся не на партии, а своих сторонников, возникших как бы из пустоты.

Это не случайно. Сейчас существует мнение, что партийные системы в западных странах переживают кризис, и надо искать какие-то другие формы политической и общественной жизни. Кризис действительно имеется, но он вызван не вступлением общества в новую, более высокую, постпартийную фазу развития, а всего лишь победой в элите западного общества ультралиберальной идеологии. А это идеология, в рамках которой свобода заменяется на вседозволенность, является внепартийной, так как предполагает отказ от ограничения вседозволенности партийными принципами.

Ультралиберализм – это, собственно, идеология средних веков (времен конца феодализма и дикого капитализма). Люди тогда были свободны от партийных ограничений, и могли свободно объединяться, исходя из каких-то своих целей, в кланы. Поэтому опирается эта идеология не на партии, а на кланы. В средние века кланы формировались, в основном, по родственным или территориальным признакам, а сейчас и по другим, в частности, по профессиональным.

На сходство современного западного общества со средневековьем обратила внимание даже пресс-секретарь Джо Байдена Джен Псаки. Объясняя причины своего ухода с этого поста (через год), она сравнила смену президента США в прошлом году с «игрой престолов». Действительно, этот фильм, как и книга, является наглядной иллюстрацией средневекового общества – никаких партий, общественных организаций и прочих проявлений цивилизации, есть только хорошие и плохие кланы и люди, которые старательно истребляют друг друга.

То есть, в современных западных странах происходит не развитие, а деградация общества. При этом, интернет и технический прогресс, как это ни удивительно, этой деградации общества способствуют, так как упрощают условия для создания кланов.

Описанный процесс происходит и в Беларуси, где текущий политический кризис связан как раз с клановой борьбой. В стране за последние годы сформировалось множество новых кланов, и представители сразу двух из них решили вступить в борьбу за пост президента. Первый – это Дмитрий Бабарико, лидер клана банковских работников и организаций в сфере высоких технологий и культуры, финансируемых банком и лично Дмитрием Бабарико. Второй – Валерий Цепкало, один из лидеров клана айтишников. Их кланы внесли в массовое недовольство Александром Лукашенко среди жителей Беларуси организационное начало. Конечно, тут добавились и усилия заграничных «друзей» Беларуси, да и другие кланы подключились.

Надо подчеркнуть, что цели обоих указанных кланов, по крайней мере, на первом этапе борьбы за пост президента, были вполне привлекательны и разумны. И люди в обоих кланах, в подавляющим большинстве, на мой взгляд, хорошие.

Хорошие цели. Хорошие люди. Однако всю эту бочку меда портит одна ложка дегтя: клановая борьба, в том числе и с благими намерениями, является не развитием общества, а деградацией, и отбрасывает его к феодальным временам. Отсюда вытекают и ожесточенность, которая начала усиливаться сразу после выборов. Для средневекового феодального общества война, заговоры, обман и пр. – это нормальный способ решения проблем. Вседозволенность означает, что кто сильнее, наглее и хитрее, тот и прав. Главное – это не интересы общества, а интересы клана. А ведь люди в кланах могут быть не только хорошими, но и плохими. Вспомните «Игру престолов». И, как показывает история, плохие кланы гораздо чаще побеждают в борьбе за власть, чем хорошие.

В качестве выхода из политического кризиса в стране Александр Лукашенко предлагает всем объединиться не в партию, а в клан вокруг него (куча умных людей вокруг лидера – это и есть клан). При этом клановый характер белорусского общества он хочет сохранить.

Но кризис в стране подобные реформы не остановят, так как война – это нормальное состояние для кланового общества, поэтому она будет продолжаться. Прекратить данное безобразие может только одно – цивилизация, то есть создание возникших в процессе ее развития институтов в виде партий, СМИ, общественных организаций и т. д., причем независимых не только от государства, но и от кланов. Только эти институты могут разрушить и подчинить себе кланы. Они сформируют общественное мнение – установят некоторые правила поведения, которые будут стоять выше правил, регламентирующих жизнь в кланах, и заставят членов кланов подчиняться этим правилам.

Беларуси нужна прививка цивилизации

Власть в обществе принадлежит не только государству, но и общественному мнению, которое устанавливает некоторые правила поведения людей в тех вопросах, которые находятся вне правового регулирования государства. Что это за правила, и как они ограничивают личную свободу, исследовал, в частности, крупнейший британский философ 19 века Джон Стюарт Милль в работе «О свободе», опубликованной еще в 1859 году. Его взгляды соответствуют идеологии социального либерализма и именно в соответствие с нею организованы современные институты, формирующие общественное мнение в экономически развитых странах. Сейчас она деградирует, но еще во многом сохранилась.

Это довольно сложная система, о которой я писал ранее, не буду повторяться («Сколько будет стоить Беларуси многопартийная система?», «Сколько стоят независимые СМИ Беларуси и России?», «Беларуси нужны не только партии, но и партийные фонды», «Какие партии нужны Беларуси?», «Почему ЦРУ не поможет Беларуси?», «Где взять деньги для белорусских партий?»).

Подобную систему институтов необходимо создать и у нас. Но как показывает опыт Европы и США, где она была сформирована после Второй мировой войны, этого недостаточно – средневековье под давлением кланов там возвращается, а данная система разрушается. Поэтому необходимо включить в общественный договор, закрепленный в Конституции, положения о защите данной системы. Надо установить, что партии, СМИ и общественные и исследовательские организации, формирующие общественное мнение, это такие же ветви власти, как законодательная, исполнительная и судебная власти.

Вот что надо делать в Беларуси. А то, что планируется сейчас – передача части полномочий президента чиновникам и создание пары нищих партий при сохранении принципа кланового общества – ничего не даст. Те меры, которые сейчас принимает Александр Лукашенко, направлены не укрепление государство, а на усиление его клана. Укрепление государства – это создание фундамента страны в виде указанных выше независимых ветвей власти, не только в госуправлении, но и в общественном мнении.

Александр Лукашенко хочет сам в одиночку формировать общественное мнение, распространяя его на общество через членов своего клана, и ни с кем делиться этой властью не собирается. А необходимо передать часть его власти по формированию общественного мнения указанным выше институтам, которые должны быть независимыми от других ветвей власти и кланов.

Убедить кого-то в необходимости создания в Беларуси цивилизованного общества не просто. Это как спор с противниками вакцинации. Они ведь во многом правы в своих опасениях: вакцинация может дать негативные побочные эффекты, уколы бывают болезненными, платить за них надо, или государству приходиться расходовать средства на разработку вакцин. Подобные недостатки свойственны и формированию системы институтов общественного мнения, описанному выше. Есть негативные побочные эффекты – спокойной жизни у элиты не будет.

У такой системы институтов общественного мнения, как и вакцинации, есть только одно преимущество: она повышает шансы на выживание общества и человека соответственно, и жизнь без революций и болезней. А кланы предлагают, на вид, простое и удобное решение, которое от деградации общества и болезней на самом деле не защищает. Александр Лукашенко говорит, что ничего делать не надо, заболел – надо собраться в кучу и стараться выжить. Что предлагают Виктор Бабарико и Валерий Цепкало, пока неясно. Им ничто не мешало сказать, какой идеологии они придерживаются, для чего достаточно пары минут. Но они этого не делают, что выглядит довольно странно. Создается впечатление, что они также сторонники кланового общества.

Клановая система привлекательна, так как она проще. Думать не надо: выбрал себе лидера (Лукашенко, Бабарико, Цепкало …), и делай, что он говорит. Это действительно удобно и привлекательно. А цивилизация требует постоянной работы, усилий: надо какие-то идеологические принципы знать, соблюдать их. Поэтому, чтобы поддерживать цивилизованность общества и необходимо постоянное финансирование институтов, поддерживающих цивилизованное общественное мнение, и финансирование именно со стороны государства, потому что иначе финансированием займутся кланы и иностранные государства, а они постоянно будут возрождать средневековье.

Поэтому Беларуси нужна прививка цивилизации в виде системы указанной выше системы институтов общественного мнения, а также закрепление в Конституции принципов создания таких институтов, и их защиты государством.

К сожалению, Александр Лукашенко этого не понимает, поэтому постоянно говорит о том, что общество в Беларуси еще не готово к многопартийной системе. Но ведь партии должны вводиться не потому, что у народа возникает социальный запрос в них, а потому что они позволяют прекратить клановую войну в цивилизованную дискуссию партий. А сколько там людей в стране что-то знает или не знает о партиях и хочет их создания, не имеет абсолютно никакого значения. Точно так же, допустим, у шестилетнего ребенка, которому делают прививку от дифтерии, нет никакого социального запроса на то, чтобы какая-то тетка тыкала в него иглой, делая ему больно и отрывая от важных дел.

То же самое относится не только к партиям, но и к частным СМИ, и общественным организациям и т. д. поэтому их создание и поддержка за счет государства является вопросом национальной безопасности, а не социального запроса.

Владимир Тарасов.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s