Сколько стоят независимые СМИ Беларуси и России?

Для создания прессы, независимой от чиновников, иностранцев и отечественных олигархов, в Беларуси требуется обеспечить бюджетное финансирование частных СМИ в размере около 300 млн. рублей в год, а в России – 150 млрд. российских рублей. Сейчас такое финансирование близко к нулю, и в обеих странах существуют серьезные проблемы со свободой слова.

Власти в Беларуси и России в последнее время все более активно стремятся поставить под контроль частные средства массовой информации, одновременно увеличивая финансирование государственных СМИ. В России ужесточают требования к иностранным агентам, а в Беларуси в феврале провели обыски в Белорусской ассоциации журналистов, которая объединяет многих представителей негосударственной прессы.

Кроме того, в РФ правительство собирается увеличить финансирование госпрограммы «Информационное общество» в 2021-2024 годах со 138 млрд. рублей до 211 млрд. рублей. В основном, деньги достанутся  медиахолдингу «Россия сегодня». Всего же в 2021 году на поддержку СМИ из федерального бюджета должно быть выделено почти 102,8 млрд. рублей. Это около 1,3 млрд. долларов. В Беларуси на 2021 год планировалось выделить из республиканского бюджета на финансирование СМИ около 156,04 млн. рублей, то есть примерно 60 млн. долларов. В основном, средства предназначены для телевидения.

В целом в обеих странах наблюдается явное противостояние между негосударственной прессой и органами власти, которого в экономически развитых странах бывает редко. Там государственная и частная пресса почему-то обычно вместе отстаивают государственные интересы. Как им это удается?

Государство содержит частную прессу

Ответ на этот вопрос хорошо известен. Государство оказывает значительную финансовую поддержку независимой частной прессе. Это можно расценивать как покупку ее лояльности, но дело сложнее.

Например, в Швеции бюджетная поддержка частных изданий осуществляется еще с 50-х годов прошлого века. Перед этим проблема обсуждалась в парламенте, и там пришли к выводу, что подобная поддержка позволит прессе исполнять демократические функции, и предотвратить концентрацию собственности в СМИ.

В Швеции новые издания получают специальные бюджетные дотации. Газетам предоставляются кредиты на выгодных условиях в целях технической модернизации. Они освобождены от уплаты НДС. Уменьшены почтовые тарифы для распространения прессы. А партийные газеты не платят еще и налог на доходы от рекламы.

Подобные системы поддержки СМИ созданы во многих европейских странах. Несколько особняком стоит Германия, в которой прямых субсидий прессе нет. Но это не означает отсутствия поддержки. Государство регулирует тарифы на доставку прессы и установило для нее пониженный НДС. Более того, учащиеся школ имеют возможность подписываться за счет государства на некоторые журналы. В целом, по оценкам экспертов, объем государственных дотаций для прессы в Германии в 2010 году составил 94,4 евро на душу населения в год. Это довольно много, например, во Франции аналогичный параметр составлял 61,5 евро.

Но это еще не все, немецкие партии, которые в значительной степени финансируются государством, около 30% своих расходов направляют на рекламу в прессе.

Более того, в Германии на самом деле имеются СМИ, финансируемые напрямую правительством. В частности, за счет специального налога финансируется, в значительной степени, медиахолдинг Deutsche Welle. При этом немцы говорят, что правительством холдинг не контролируется, поэтому он проводит собственную информационную политику. Это примерно как в семье, где жена не работает и живет на средства мужа, но при этом вполне самостоятельна.

Пожалуй, действительно не получают поддержки от государства СМИ в США. Но это привело их к катастрофе: они там поделены между финансовыми группами, и выражают интересы своих владельцев, а не американского общества. Как показали годы президентства Дональда Трампа, свобода прессы и объективность американских СМИ остались только в учебниках.

Независимым СМИ не выжить

Колоссальная поддержка СМИ в экономически развитых странах отражает не только огромное значение, которое там придают свободе слова и плюрализму мнений. Есть и другая сторона медали: современная экономика устроена таким образом, что независимая пресса просто не может выжить, и становится банкротом. Как и сельское хозяйство, примерно. Поэтому без госдотаций СМИ либо скупают олигархи, либо же получают финансирование из-за рубежа.

Такая экономическая ситуация в настоящее время существует и в Беларуси. Массовых СМИ, которые могли бы приносить прибыль без поддержки со стороны, в стране практически нет. Конечно, существуют окупаемые небольшие специализированные издания и интернет-проекты, но среди массовых изданий таких не видно. Комсомольская правда в Беларуси, может быть, и зарабатывает, но это все-таки филиал зарубежного издания. В интернете среди массовых проектов выделяется tut.by, однако судя по тому, как активно он просил помощь в последние месяцы, и у него с финансами есть проблемы.

Причина такого положения кроется не в белорусских журналистах и не в белорусском народе, а в особенностях современного информационного бизнеса. Экономика как-то так хитро функционирует, что независимая пресса сейчас выжить просто не может, вот и приходится либо закрываться, либо продаваться кому-либо. Если, допустим, в Швеции или Германии убрать прямое и косвенное субсидирование частных СМИ за счет бюджета, там тоже все ляжет. Останутся чисто государственные издания, да еще те, которые смогут получать гранды из-за рубежа. И именно для того, чтобы ничего подобного не происходило, СМИ за рубежом и получают поддержку государства от бюджета. Государство дает деньги частным компаниям, но не вмешивается в их политику. И те, в основном, ведут себя как примерные жены – могут покритиковать, поругать, попилить отдельных чиновников и органы власти, но в целом к государству настроены весьма лояльно, любят и берегут.

В Беларуси и России такой системы финансирования частных СМИ нет. Поэтому и получилось, что в период политического кризиса у нас пресса разделилась на два лагеря – государственные СМИ, и СМИ, получающие деньги из-за границы или от олигархов. Разумеется, получение грандов из-за рубежа не означает отсутствия патриотизма. В существующих условиях использование финансовой поддержки из-за рубежа является для многих изданий вынужденной мерой, предпринимаемой для того, чтобы просто выжить, сохранив независимость. Поэтому использование такой поддержки не означает продажность. Но, тем не менее, это, без сомнения, оказывает влияние на информационную политику, особенно в том случае, когда между государствами возникают конфликты. Тут возможен конфликт интересов, что уже само по себе неправильно, даже если он не приводит к негативным последствиям.

В результате и получилось, что в СМИ образовались два лагеря. Государственная пресса, у которой возможен конфликт интересов с собственниками (чиновниками), и частная пресса, в отношении которой существуют подозрения в лоббировании интересов других стран и олигархов. А массовой независимой  прессы, свободной от подозрений в необъективности, нет! Исключения имеются, но они только подчеркивают пустоту.

Чтобы у нас появилась независимая пресса, свободная от указанных конфликтов интересов, требуется создать такую же систему ее поддержки, как в европейских странах. То есть, нужны деньги бюджета, причем не такие уж и маленькие. Если исходить из уровня поддержки СМИ во Франции и Германии, то на эти цели в Беларуси потребуется около 0,5 млрд. евро в год. Фантастическая величина, явно нереальная. Но надо учесть, что белорусский рубль недооценен против евро раза в 2, это сразу уменьшит необходимую сумму примерно в 2 раза. А если еще учесть, что значительную часть средств, которые уходят на поддержку прессы за рубежом, составляют недополученные бюджетом средства, которые наш бюджет и так не имеет ввиду отсутствия бизнеса, то необходимые расходы из бюджета можно оценить примерно в 100 млн. евро в год, то есть около 300 млн. рублей. А это всего лишь примерно в 2 раза больше тех затрат, которые государство осуществляет сейчас на поддержку только государственных СМИ.

Для России, если провести подобные расчеты, потребуется всего около 150 млрд. российских рублей в год. При этом важно учитывать, что данная помощь должна оказываться всем СМИ, как частным, так и государственным, конечно, удовлетворяющим ряду профессиональных требований.

Таким образом, говоря образно, для создания в Беларуси независимой от чиновников и зарубежных спонсоров средств массовой информации бюджету надо тратить около 300 млн. рублей в год. Это и есть, говоря образно, цена независимых белорусских СМИ. Она примерно в 3 раза превышает необходимые расходы для создания независимой и эффективной многопартийной системы (см. «Сколько будет стоить Беларуси многопартийная система?»).

Стоит ли тратить такие деньжищи на не производящих ничего материального писак? В развитых экономических странах на этот вопрос давно ответили положительно. Объяснение простое: независимые от капитала, иностранцев и собственных чиновников СМИ обеспечивают, наряду с партиями, условия для эффективного и устойчивого экономического развития этих стран, то есть их национальную безопасность.

Владимир Тарасов.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s